На сайте в разделе "Литература" появились новые книги. Это ссылка на работу А. Сидерского  "Хатха-Йога как технология интегрального тренинга". В работе очень хорошо описано, собственно, то, что происходит на энергетическом уровне во время практики. На эту тему поступало очень много вопросов на всем протяжении выхода рассылки. В последнее время чаще остальных звучал вопрос: "Как прорабатывать чакры?". Здесь можно найти кое-что об общих концепциях чакральной системы, но к сожалению не рассматриваются связи психологического состояния человека с состоянием его чакр. Но есть много других вопросов, многие из которых очень близки с темами рассылки.  

        Как мне удалось убедиться, найти общую информацию по чакрам и их проработке оказалось не так просто. Я так понял, каждый автор расставляет чакры так, как ему вздумается. Интересное подтверждение этому я встречал у Свияша: его первая чакра - это что-то вроде нашей Манипуры (я так понял, он загнал все недуховные психологические проявления под одну чакру), а его вторая чакра - вроде Анахаты... 

        Было у меня желание также разместить на сайте хоть кукую-то информацию по Тантре. Но из того, что мне попадалось, я бы сказал так, что читать это можно только оценивая критически. Там есть интересные моменты и в роли "справочного руководства" или для знакомства с терминами эти работы использовать можно; или читать "их по-диагонали", не утруждая себя переработкой ментального мусора... В качестве эксперимента я разместил на сайте одну такую работу "Йога. Путь Тантры" . Автор неизвестен. Любопытно отметить насколько обтекаемо в этой работе был представлен один из принципов ямы (ограничительных практик, типа библейских заповедей кроме 2 и 4, начинающихся с НЕ)- апариграха, и сравнить с описанием в вышеуказанной работе Сидерского, где апариграха есть ничто иное как принцип непринятия даров, о котором мы неоднократно вспоминали в начале рассылки. Неизвестный автор видно пожалел психику читателя, и дабы не подвергать сомнению общепризнанные традиции, придал ему почти христианскую форму форму призыва к воздержанию и скромности. Чем на мой взгляд, кардинально исказил смысл этой практики. Ведь непринятие даров исходит не из скромности, а из ответственности, т.е. можно брать в больших количествах то, что принято называть подарками, но при этом хотя бы понимать, что "просто так ничего не бывает" - уже не будет нарушением. Так чиновник, который берет "подарки" в виде запечатанных в конверте купюр, вполне осознает (как правило) что никакие это не подарки... И хотя скромности тут не просматривается даже отдаленно, данный принцип он, как ни странно, не нарушает... Ну, а вообще в книге много информации.

          Коль уж зашла речь о библейских заповедях, хотелось бы отметить некоторые курьезные моменты. Первое, это почти все заповеди тождественны принципам ямы, т.е. начинаются с НЕ, и рубят они по КОНКРЕТНЫМ сферам жизни. А вот насчет того, чему Библия говорит ДА, так просто и не определишься. И только в двух заповедях отсутствует это назидательное НЕ - это 1-я и 4-я. Для полноты картины не помешает вспомнить их, насколько мне позволяет память. Итак, первая. Я Господь Бог твой... дальше в моей вольной трактовке, "вывел тебя их Египта, где ты был в рабстве". У меня сразу появились вопросы. Что означает эта заповедь? И как, собственно, ее можно нарушить? С соблюдением четвертой заповеди гораздо сложнее, и нужно прилично напрячь воображение, чтобы хоть попытаться ее соблюдать. Она самая длинная, поэтому привожу ее тоже в вольной трактовке: помни день субботний, чтобы святить его, шесть дней работай, а седьмой - суббота - принадлежит Богу... Далее идут детали, что нужно также следить за тем, чтобы в ближайшем окружении тоже никаких дел НЕ делали. Идет длинный список этого окружения. И самое забавное в этом всем, что в нем есть фраза " НИ скот твой". И животные должны соблюдать эту заповедь... Я это все не выдумываю, кто хочет может сверить с оригиналом - это легендарные 10 заповедей. Хотелось бы обратить внимание на другое: 4-я заповедь хоть и не подразумевает явного ограничения, но ее соблюдение без ограничений вряд ли возможно. Что мы в итоге имеем: из 10 заповедей - 9 ограничительных (яма), одна вообще ничего конкретного не означает...

        В Йоге же кроме пяти ограничительных принципов ямы, присутствует такое же количество противоположных - нияма. Это то, что приветствуется. Но даже в двух предложенных выше работах такие простые понятия ямы и ниямы представлены под разными углами зрения. Я бы посоветовал читателям открыть сразу два документа на описании принципов ямы и ниямы и, как говорится, почувствовать разницу, сверяя формулировки. Это две системы мировоззрения, которые имеют почти одинаковые названия, оперируют одними и теми же понятиями и принципиально разнятся.

        Из всего сказанного выше, можно сформулировать еще одну проблему - информационную. Можно практиковать одинаковые техники, добиваться вхождения в состояния, которые будут называться одинаковыми словами, а развитие при этом будет направлено совершенно в другую сторону. Вопрос о том какое направление развития является "более истинным" - извечный парадокс, который еще никто (кроме догматичных религий) не смог разрешить. Но если мы "спустимся немного на землю" и прием за "правильный" тот вариант, который способствует росту личных возможностей, или другими словами, возможностью приводить в действия личные желания, парадокс разрешится. Это же можно встретить у Сидерского, где утверждается, что "Йога - не Путь, а Путь мы ВЫБИРАЕМ сами" - довольно сложно представить как можно выбрать Путь тогда, когда личные желания отсутствуют. Поэтому было бы большим самообманом считать, что мы занимаемся практикой  - только ради практики, а верим в Бога, ради веры - при полном отсутствие личной заинтересованности. Собственно говоря, это и есть эгоизм, то с чего мы начинали рассылку - это был второй базовый принцип - эгоцентризма...

        При таком раскладе все становится совсем уж просто. Казалось бы, есть желания, есть техники, которые позволяют ускорить реализацию этих желаний. Техники не обязательно должны быть из таких сложных мировоззренческих концепций как Йога - мы ведь "спустились на землю" а на "земные" желания существуют обычные земные практики. Захотел научиться ездить на машине, или иметь определенную работу, или создать семью... - на все это есть свои практики. В процесс включается также подсознание, притягивая ситуации, которые способствуют реализации желаний - порой подсознание находит эту реализацию там, где искать сознательно никому бы не пришло в голову. Таким образом, система реализации желаний работает подобно эволюционной программе. При нормальной работе этой "программы" - желания всегда находят свою реализацию. 

        Но происходит так не всегда, очень часто можно наблюдать как этот механизм дает "пробуксовки" либо вообще не работает. Причина этого в том, что в последнее время стали в моде такие желания , которые в самой своей формулировке содержат взаимоисключающие противоречия, и друг с другом конфликтуют. Никакого движения к цели в этом случае не происходит, ситуация напоминает того осла из легенды, который умирает с голоду, потому что не смог решить к какому стогу сена из двух одинаковых ему нужно подходить. В нашем случае он постоянно отслеживает динамику изменений на каждой стороне, обновляя информацию, черпая ее из книг, новостей, фильмов, откровений участников ток-шоу, гороскопов и рекламы... Но если тому животному приходилось выбирать между сеном и сеном, то человек пытается сделать выбор между двумя различными плоскостями мышления. Если посмотреть на них повнимательнее, одна из них окажется реальной - той, куда и был направлен "вектор желания", а вторая мнимой и бесполезной. Но именно в отношении мнимых сфер жизни многие бояться повести себя неадекватно - они никому не нужны, но сомневаться в их нужности - не принято. Их много, одну из них можно назвать сразу - религия. Но есть и другие, менее глобальные. Их рассмотрением и критическим анализом займемся в следующем выпуске. 

        А на сегодня пока все.

You have no rights to post comments