Не делай людям добра, и в ответ не получишь от них зла. Эту суровую формулировку мы возьмем за основу сегодняшнего выпуска.

С одной стороны в такой формулировке есть своя неумолимая правда жизни, и она автоматически дает ответы на многие философские вопросы: почему мир оказывается так несправедлив, и люди в нем такие неблагодарные? И решение проблемы оказывается до банального простым: чтобы этой несправедливости не было, достаточно было не проявлять добродетель и не стремиться сделать что-то то хорошее для других. Ведь что ни говори, но если человек никогда не стремится сделать что-то хорошее и доброе для других, то он никогда не столкнется с таким неприятным явлением как неблагодарность.

Именно эта "неблагодарность" является одной из самых больших проблем всей нашей жизни. Каждый раз сталкиваясь с неблагодарностью люди не перестают огорчаться и расстраиваться. Хотя, казалось бы, к этому давно уже надо было привыкнуть. И каждая такая неблагодарность всегда причиняет внутреннюю боль и страдание. И мало какие другие жизненные проблемы могут конкурировать с теми проблемами, которые люди испытывают, столкнувшись с неблагодарностью.

Или давайте зайдем чуть с другой стороны. Попробуйте определить, что вас больше всего огорчает и расстраивает, что не устраивает в нашем мире? Что бы вы хотели изменить? И скорее всего, первое, что придет в голову, будет пожелание, чтобы окружающие люди были более добрыми, чуткими, отзывчивыми, были готовы помочь, поддержать, прийти на помощь. Никогда не предавали и не обманывали.. Где-то вокруг этого будут крутиться все желания и ценности. Все остальные проблемы и неприятности, с которыми мы можем столкнуться, будут выглядеть не такими уж тяжелыми и страшными. Пожалуй больше всего на свете люди боятся неблагодарности. Люди могут относительно легко переживать боль, голод, любые неудобства и лишения, если при этом они чувствуют, что то, что они делают кому-то нужно и кто-то им за это благодарен. И наоборот, столкнувшись с неблагодарностью со стороны близких людей, почти у каждого опускаются руки и исчезает всякая жизненная мотивация. 

Казалось бы, что решить эту "самую большую проблему" будет очень просто. Достаточно перестать бояться неблагодарности, не ждать от других людей добродетели. И это избавило бы нас от "самых больших и страшных" проблем. Но сделать это на практике бывает совсем непросто. Добродетель, стремление совершать добрые дела, помогать другим и т.п. - очень сильно поднимают важность. И если человек откажется это делать, то это создаст у него тяжелый внутренний вакуум, приведет к безысходности и потери смысла жизни. И поэтому люди никогда не откажутся от добродетели, и будет продолжать совершать свои "добрые дела", даже тогда когда их будут гнать в дверь, - они полезут в окно (схема достаточно известная и знакомая многим). Они будут каждый раз сталкиваться с неблагодарностью, жаловаться на то, что мир несправедлив, а люди - неблагодарны, но все равно будут продолжать вовлекаться в добродетель. Избавиться от этого полностью - практически невозможно.

Вовлекаясь в добродетель, человек получает определенную порцию гормонов. Причем получить эту дозу каким-то иным способом, иначе как совершая добродетельные поступки - нельзя. Это можно сравнить с алкоголизмом. Например, есть алкоголики, которые выпивают при любой возможности. Они покупают алкоголь за свой счет и тратят на него ресурсы, которые заработали. Они получают от алкоголя определенные удовольствия, но при этом стойко преодолевают сопутствующие проблемы, связанные с алкоголем. Где-то похмелье, где-то на ровном месте возник конфликт и т.п. Но при этом отказываться от алкоголя, несмотря на все эти проблемы никто из них не собирается и не планирует. Примерно тоже  самое происходит и при увлечении добродетелью.

Но в случае с добродетелью все оказывается еще даже более запущенным, чем при алкоголизме. Обычно никакому алкашу не придет в голову возводить свое употребление в ранг важнейшей планетарной миссии. А при добродетели такое происходит постоянно. Обычно, когда человек совершает какие-то на его взгляд "доброе дело", то из него прям выпирает какой-то гонор и снобизм. Скорее всего эти люди верят, что выполняют в плане мироздания какую-то важную служебную функцию, и если они не будут ее выполнять. то все мироздание окажется в кризисе, а то и вовсе рухнет, и соответственно, все окружающие должны понимать какой "важный вклад" этот человек делает, и должны быть благодарны ему за это.. Но на самом деле устойчивость мироздание никак не зависит от их благостных деяний, и совершая их эти адепты ублажают только самих себя.

 


 

 

О вреде добродетели известно давно, и придумал все это отнюдь не я. Например, об этом открытым текстом говорится в индуизме. Там выделяются три гуны, которые удерживают человека в матрице в течение всей жизни. Ну а в более долгосрочной перспективе эти же три гуны каждый раз возвращают в цикл рождений и смертей. Эти гуны там обозначены и перечислены:

-  Гуна добродетели. Альтернативное название - гуна благости.

- Гуна страсти.

- Гуна невежества.

И если влияние второй и третьей гуны мы еще как-то себе представляем, и даже можем им как-то пытаться противодействовать. Мы неплохо понимаем, что будучи подверженными страсти и невежеству мы можем допустить какую-то ошибку, запутаться и "застрять". То от добродетели и благости обычно никто не ждет никакого подвоха. Наоборот, к ней принято стремиться, и эти проявления считаются самыми лучшими и достойными проявлениями человеческой природы. Но видимо так было не всегда. И вполне возможно, что несколько тысяч лет назад добродетель и благость считались такими же пороками, как страсть и невежество сейчас.

Скорее всего, в популяризации добродетели и благости основную роль сыграло христианство, и именно с подачи христианства добродетель не только перестала восприниматься как порок, а наоборот, стала очень "престижным" качеством. Никаких мировоззренческих ограничений на проявления добродетели и благости христианство не накладывает. Что касается двух остальных гун (страсти и невежества), то их проявление в христианстве сильно ограничено. Например, если типичный житель христианской цивилизации допускает чрезмерное проявление страсти и невежества, то все воспринимают его как отсталого, консервативного, выпавшего из тренда времени. Зато в проявлении благости и добродетели христианский мир буквально захлебывается.

Если мы таким же образом посмотрим в разрезе этих трех гун на исламский мир, то картина будет другая. Например, проявление страсти там считается естественной нормой и не порицается. Отсюда и вытекает так наз. "горячий восточный темперамент" - там это считается нормальным и никто с этим не борется. Пороком там не считается и невежество. Попутно заметим, что невежество - это не всегда плохо, в некоторых случаях оно дает определенные "удобства", например, позволяет проще относиться к проблемам, ведь всем известно, что от ума бывает много горя, а невежество позволяет "решить" эту проблему. А вот благость и добродетель в исламском мире считается пороком, и любая уступка, любой компромисс расцениваются ими как проявление слабости. В отличие от западного мира, там не принято заморачивать себе голову разными благотворительностями, и поэтому там многие не понимают что это вообще такое. И взаимодействуя с представителями данной ментальности этот момент обязательно нужно учитывать.

Приводя эти примеры я не хочу показать, что кто-то здесь хороший, а кто-то плохой, кто-то прав, а кто-то нет. Суть здесь в том, что все крутится вокруг этих трех гун. И каждая культура и каждая ментальность делает ставки на ту или иную гуну. И это в свою очередь приводит к тем или иным ментальным особенностям. Но "хороших гун" нет в принципе, и безусловная ставка на любую из них в любом случае приведет к каким-то проблемам. И добродетель не является здесь исключением.

 

Что плохого в добродетели? В том, что люди стараются помочь другим, делать добрые дела, решать проблемы и трудности, по возможности избавлять других людей от страданий. Особенно когда все это делают не руководствуясь какой-то целью или стратегией, а искренне и бескорыстно, исключительно ради благости. Казалось бы, как это хорошо и прекрасно, что встречаются такие люди. И если бы все люди были такими, то мы жили бы совсем в другим мире, более красивом и прекрасном. Но так кажется только на первый взгляд. И если присмотреться ко всему этому процессу более внимательно, то за ширмой благости будет скрываться множество самых нелицеприятных "скелетов в шкафу". И далее мы рассмотрим некоторые из таких "скелетов".

 

1. Давайте зайдем немного со стороны философии и предположим, что наша жизнь представляет собой что-то вроде командировки. Основная задача такой командировки - наработать определенный опыт, выполнить определенные задачи, попробовать себя в той или иной сфере. У каждого человека свое "задание на командировку", и хотя эти задания у разных людей часто бывают сильно похожи, но при этом задачи у каждого свои. И окружающим нет дела до наших "командировочных" задач. У них свои задачи и они должны решать их.

Задачи могут быть в разной степени амбициозными. Одним людям хватает простых вещей: жить, работать, отдыхать, гулять, они не стремятся к каким-то вершинам на пределе своих возможностей. Другие люди стремятся к более амбициозным задачам: быть первыми (или одним из первых), добиться того, чего еще никому не удавалось, оставить после себя яркий след. Чтобы решать такие задачи требуется задействовать огромное количество ресурсов, вовлекать в процесс других людей, контролировать большие пространства (двор, район, город, сферы бизнеса, власть). И таким людям будут неинтересны простые задачи первого типа, они будут для них слишком "мелкими".

Может показаться, что задачи первого типа - это для неудачников. Ну а второй вариант - для настоящих и успешных личностей, и соответственно, задачи, которые они решают имеют более высокий и важный "вселенский вес". Но это не так. Оба подхода совершенно равнозначны, первый ничем не хуже второго.

Допустим, нам потребовалось решить какую-то задачу. Это можно сделать быстрым и способом, используя для этого самые лучшие книги, методики, помощников, учителей, техники. Но такой вариант требует огромных ресурсов и поэтому доступен не всем. Но он работает, и мы можем найти множество таких примеров. Мы часто можем видеть как из самых заурядных бездарей делают звезд, если это дети чьих-то влиятельных родителей. Можно привести в относительную норму даже самого тяжелого хронического больного, если обеспечить ему соответствующий уход и лечение. Можно сделать почти полноценной жизнь инвалида, если обеспечить его всеми необходимыми условиями, и сделать его быт даже лучше и качественнее, чем быт большинства здоровых и полноценных людей. Если есть ресурс, то многие задачи можно решить. Не все, но многие.

Обычно все люди стремятся решить любые свои задачи только таким быстрым способом. Чтобы решить любую возникшую проблему - нужно задействовать ресурс. Универсальным ресурсом для решения любых проблем являются деньги. Но могут быть и другие варианты: попросить помощи и поддержки у других людей, или хотя бы совета - все это тоже своего рода ресурс, хотя и не такой действенный и эффективный как деньги. И многие люди даже не понимают, что кроме быстрого способа решения насущных кармических задач, существует еще альтернативный медленный вариант, действующий по совершенно другим механизмам.

Медленный способ. Допустим мы поставили задачу овладеть каким-то навыком, но нужных ресурсов для этого нет. Образно говоря, мы можем взять любую доступную книгу по нужному направлению и начать ее читать, делая это без спешки и суеты, и стараться захватить не только то что передают строки, но и то, что содержится между строк. Если задача связана с практикой, то можно взять любой инструмент, необходимый для его реализации и попробовать войти с ним в резонанс. Если навык связан с овладением какими-то технологиями, то можно попробовать вникнуть в концепцию, на которых построена эта технологии.

Такой подход требует огромного количества времени, и кажется бесполезным для решения каких-то практических задач. Но это не совсем так, и несмотря на всю медленность в некоторых моментах этот подход будет опережать "быстрый" вариант.

Мы прибегаем к медленному варианту только тогда, когда недоступен быстрый. Например, у нас есть задача, но нет ресурсов чтобы подступиться к ней быстрым способом. И что остается делать? Ходить и выпрашивать ресурсы у других - это будет противоречить эгоцентризму. Но остается второй (медленный) вариант, который не так крут и приятен как первый, но все же это лучше чем совсем ничего. И у него даже есть свои преимущества. Здесь мы не будем погружаться в эту тему глубоко и вернемся к добродетели.

Каким бы способом мы ни решали свои "командировочные" задачи, проявления добродетели со стороны других людей будет скорее вносить диссонанс. В первом случае, когда человек сам "идет к успеху", примерно знает туда дорогу, и у него есть для этого необходимые ресурсы. Зачем ему помогать дополнительно? Попытка проявить добродетель в этом случае скорее всего будет заблокирована завистью. Зависть исказит добродетель в обратную сторону. С виду будет казаться, что человек хочет помочь, а на деле это окажется такая "хитрая помощь", которая и итоге обернется кознями. И проявление зависти в таких обстоятельствах будет даже более уместным и естественным, чем проявление добродетели. Впрочем, завись в данном случае порождается добродетелью. И если бы не было добродетели, то не возникло бы и зависти.

Во втором случае, когда человек решает свои задачи по медленному варианту, ему некуда спешить, и помогать ему и вытаскивать из той ситуации, в которой он оказался - не всегда имеет смысл и даже не всегда принесет ему пользу. Помощь скорее всего примут, но переключаться из медленного режима в быстрый, скорее всего, не захочет почти никто. В лучшем случае они будут имитировать, что что-то пытаются делать, но только для того, чтобы от них отстали, или помогли еще раз. И почти никто после получения помощи не побежит работать, решать свои проблемы, добиваться своих целей. И это еще раз косвенно доказывает, что медленный вариант на самом деле не так уж и плох, и оказавшись там и немного освоившись, мало кто захочет возвращаться в быстрый режим, чтобы крутиться там как белка в колесе. Поэтому "вытаскивать" и помогать выбраться кому-то с медленного уровня - тоже в основном не имеет смысла.

Иногда бывают исключения, когда проявление добродетели бывает уместным и востребованным. Но такие случаи настолько редки, что встретиться с ними можно не каждый день, и даже не каждый месяц. Можно ходить днями и месяцами и специально искать: кому можно помочь, чтобы это не противоречило эгоцентризму и внутренней гармонии - и ничего не найти. И если и бывают случаи, когда проявление добродетели бывает уместным и своевременным, то таких случаев может быть единицы в год, и их все можно пересчитать по пальцам. Поэтому проявлять добродетель регулярно и на постоянной основе - при всем желании не получится.

Таким образом добродетель хоть и бывает иногда уместна и востребована, но ее, при всем желании, нельзя сделать "основной профессией" и заниматься этим всю жизнь. И попытка пойти вопреки этому правилу и сделать добродетель основной жизненной ценностью всегда приводит к проблемам и попаданию во всевозможные неприятные ситуации. Что собственно и происходит сейчас глобально на уровне всей (западной и христианской) цивилизации.

 

2. Представьте что вы играете в компьютерную игру и не можете пройти какой-то один из ее уровней. И тут появляется некий благодетель, готовый помочь, вплоть до того, чтобы пройти этот уровень за вас. На примере игры становится очевидной вся нелепость такой добродетели. И реальная жизнь в этом плане не так сильно отличается от игры. Причем наша "игра" многопользовательская: выполнить задания и получить престижные достижения можно только объединившись с другими "игроками". Причем объединяться приходится не только для того, чтобы решить какую-то проблему и задачу, а даже для того, чтобы развлечься, отдохнуть, получить удовольствие. В одиночку мы не можем не только работать и чего-то добиваться, но даже отдыхать и развлекаться. Так уж устроен наш мир.

Поэтому для того, чтобы комфортно "играть", нам приходится объединяться с другими "игроками", договариваться, находить компромисс, при необходимости помогать . Но здесь не будет никакой добродетели - это естественные отношения в формате "ведущий-ведомый". Например, мы собрали группу в игре, и отправились уничтожать босса. Каждый игрок в группе отыгрывает свою роль, но кто-то делает это лучше, кто-то хуже. И для того, чтобы выполнить задачу лидерам приходится помогать аутсайдерам, страховать, частично выполнять их работу. Просто избавиться от аутсайдеров - тоже будет не всегда хороший вариант, выполнить задачу совсем без них тоже не всегда возможно, А искать на их место других опытных "игроков" - это займет время, и не факт, что эти опытные игроки не начнут настаивать на каких-то своих условиях. Т.е. вариант "ведущий-ведомый" в основном оказывается самым оптимальным. И никакой добродетели в этом нет.

Другой пример, - коллектив на работе. Там также каждый сотрудник выполняет свою функцию, кто-то лучше, кто-то хуже, кто-то заболел, кто-то ушел в отпуск, кто-то отпросился по личным делам, их функции приходится кому-то замещать, или хотя бы "прикрывать". Но и в этом нет никакой добродетели. И если кто-то из сотрудников начинает действовать руководствуясь чистой добродетелью, то коллектив быстро отторгает какого сотрудника, выдавливает его на периферию, начинает сбрасывать на него все самые неудобные и неприятные задачи и проблемы. И так продолжается до тех пор, пока такой сотрудник либо не откажется от добродетели и начнет работать как все остальные, либо уволится.

Можно заметить, что во взаимоотношениях "ведущий-ведомый" иногда происходят такие моменты, которые очень сильно похожи на добродетель. Но это не совсем добродетель. И есть несколько маркеров которые позволяют эти моменты различать. Ведущий и ведомый всегда решают какую-то общую задачу, и них схожие интересы, или как минимум они солидарны друг с другом в той или иной идеологии. Второй момент: хоть ведомый и получает какую-то помощь и поддержку от ведущего, но взамен этого он всегда берет на себя какие-то обязательства. Обычно это неявные условия, их никто не оговаривает и не озвучивает, и если не хочется, то можно их и не выполнять. Но в таком случае и в "добродетели" такому ведомому впредь будет отказано. Мы сейчас обсуждаем очевидные и даже банальные вещи, об этом редко говорят, но в любых отношениях стараются придерживаться этих маркеров.

Так вот, оба эти маркера противоречат "чистой добродетели". Потому что "настоящая добродетель" - это когда мы делаем что-то хорошее "просто так", бескорыстно, не преследуя никаких целей и интересов, не ставя никаких условий и не требуя ничего взамен. Именно к такой добродетели нас призывает христианство. А такая бескорыстная, безусловная и бесцельная добродетель всегда вносит в жизнь адепта, ее практикующего, самый настоящий хаос.

Нельзя сказать, что в западном и христианском мире слишком много добродетели и все там страстно стремятся сделать друг для друга что-то хорошее. В основном добродетель имитируется и прикрываясь ей можно более тонко обманывать других. Но тем не менее в западной культуре присутствует определенный тренд, чтобы стремиться демонстрировать добродетель всегда и везде. Соответственно этого же явно и неявно требуют и от всех окружающих. И наоборот, если кто-то отказывается играть в эту игру и в каждой ситуации демонстрировать добродетель, то таких принято осуждать и критиковать. Просто кто-то установил такие правила и убедил всех следовать им. Но далеко не всегда и для всех это будет лучшим вариантом. Например, такая показная добродетель бывает удобна и выгодна продавцу, который хочет продать свой товар, но она будет невыгодна покупателю; демонстрировать добродетель выгодно  мошеннику, который собирается организовать какую-то аферу, но невыгодно для его жертв.

 

3. Это пожалуй самая коварная и недооцененная побочка добродетели. Проявление добродетели всегда приводит к накрутке и искажению кармы. И чем "чище" бывает добродетель, тем более хаотичными будут эти искажения. Таким образом мы несем ответственность за каждое проявление добродетели. И большинство обывателей к такому раскладу совсем не готовы. Они считают, что за любой добрый поступок они будут получать только "пряники", и поэтому чем больше будет таких поступков - тем лучше. Но это совсем не так. Причем искажается как карма ведущего, так и ведомого.

Допустим мы подобрали на улице бездомного и голодного котенка и забрали его домой, сделав таким образом доброе дело. Но это приведет к изменению кармы (как котенка, так и того, кто его подобрал). После этого в течение ближайших нескольких лет вся жизнь будет идти в несколько другом русле: надо будет регулярно кормить эту кошку, убирать за ней лотки, ради этого корректировать свои дела и планы. Это все не сильно тяжело и накладно, но тем не менее изменения будут очевидные. Об этом есть известное изречение: "мы в ответе за тех, кого приручили". И его можно перефразировать чуть более точно: мы несем ответственность за любое проявление добродетели.  Но момент с ответственностью в христианском менталитете напрочь игнорируется, там даже не подразумевается, что за добродетель необходимо брать какую-то ответственность.

Таким образом, помогая кому бы то ни было, мы берем на себя ответственность и частично принимаем на себя карму этого человека. И чем искренним было проявление добродетели, тем "плотнее" будет передаваться карма. Вообще, надо заметить, что активнее всего карма передается в состоянии эмоционального резонанса. Поэтому, если мы решили помочь какому-то бомжу, дав ему мелочь, стараясь при этом не задеть бомжа и даже не смотреть в его сторону, то резонанс и передача кармы будет минимальной. Но все равно оно будет, и это следует учитывать.

У такого бомжа может быть тяжелая карма. Возможно он в свое время совершал преступления, стремясь реализовать свои амбиции, и карма в итоге привела его "на штрафной круг". И большинству обывателей брать на себя даже часть такой кармы - лучше не стоит. Но теоретически такой бомж может оказаться святым, который пожертвовал многими бонусами и социальным положением ради сохранения верхних связей. И в этом случае обмен кармой с ним может оказаться благоприятным и привести к положительным изменениям в жизни. Но это, наверное, редкость, и если таких (относительно) святых и можно встретить где-то на улице, то желающие обменяться с ними кармой найдутся всегда, и совсем уж беспомощными и никому не нужными такие "святые" не станут.

Говоря об обмене кармой, будет не совсем корректно ставить вопрос: хороший это обмен или плохой? Все относительно. Более правильным будет определить: нужен ли нам такой обмен, готовы ли мы его принять и "подписаться", взяв на себя ответственность. А также определить меру этой ответственности. И такой выбор происходит интуитивно на уровне Эго. Поскольку мы живем среди людей, и всегда эмоционально вовлечены в этот процесс, то не можем изолироваться и избежать обмена кармой с другими людьми. Но хорошая новость в том, что мы можем выбирать в какой обмен нам вступать, а в какой не вступать. И делая такой выбор следует руководствоваться не критериями добра и зла, не прогнозами и предположениями о том, к хорошему или к плохому данный обмен должен нас привести. А руководствоваться только интересами и предпочтениями собственного Эго. Это будет не всегда хороший, и не всегда легкий и удобный выбор, но он всегда окажется самым лучшим и самым правильным среди всех остальных вариантов. Таким образом в итоге мы получаем совершенный навигационный инструмент, который безошибочно покажет в какой обмен кармой с другими людьми вступать стоит, а в какой не стоит.

Ну а плохая новость состоит в том, что возводя в культ добродетель, человек лишается этого инструмента, и начинает ввязываться в беспорядочные кармические связи. Такой культ добродетели можно сравнить с прожектором, который направлен прямо в глаза. Навигация сразу сбивается, человеком становится легко манипулировать, проецируя "прожектор" в нужном направлении. И это отнюдь не метафора. Скорее всего прочтя этот выпуск и вернувшись после этого к реалиям повседневной жизни, вы обнаружите там много подобных "прожекторов" от огромных и глобальных, до "маленьких фонариков", которыми орудуют окружающие. Как все они слепят прямо в глаза и стремятся дезориентировать, делая при этом вид что "хотели помочь" И все это непременно происходит под предлогом добродетели..

 

Другой пример. Мы часто можем встретить разных волонтеров, которые собирают средства на операцию больному ребенку, которую могут сделать только в зарубежной клинике, но за шестизначную сумму, и эту сумму пытаются собрать. С точки зрения обывателя такой вариант кажется "беспроигрышным": отдать 100 или даже 500 рублей - это не так уж и много, но зато он сделает хорошее дело, которое как-нибудь ему "зачтется". И так оно и есть - это зачтется, только "зачет" будет не всегда соответствовать "командировочным задачам".

Участвуя в такой благотворительной акции, адепт берет на себя карму этого больного ребенка (или скорее его родителей). Своим участием он как бы заявляет: мир оказался несправедлив к этому ребенку, и он хочет (берет на себя ответственность) эту несправедливость устранить, и своим вкладом как бы подписывается под этим. И мир скорее всего ответит на этот вызов, отразив ту "справедливость" за которую борется адепт на него самого. И не факт, что такой "ответ" понравится адепту, или как-то пойдет ему на пользу. И самое печальное, что адепт в этой ситуации совсем не понимает, что он за что-то борется, и за это придется как-то отвечать.

У больных детей своя карма, которая к этому привела, и с ней не всегда уместно "бороться". Обычно в типичных "волонтерских" историях эта карма передается от родителей и прародителей, и связана и желаниями, которые те хотели воплотить любой ценой. Например, "устроить личную жизнь с определенным партнером, выйти замуж, завести ребенка. Обычно то, что своим ходом не получалось и не складывалось, что-то этому мешало, но людям очень хотелось это получить, и люди готовы были платить за это любую цену и брать на себя ответственность за допущенные "фолы".. И вот пришла пора платить эту цену. И вмешиваясь в такую карму можно "выпросить" себе то, что когда то совершали эти предки этого ребенка.

Так как подобные желания инициированы стремлением к продолжению рода, то и карма распространяется на весь род. Это к возможному вопросу: а почему дети должны страдать, за то, что делали даже не родители, а более дальние предки? Да потому что предки делали это ради того, чтобы эти дети появились на свет. А что из этого получилось - то получилось.

Это не значит, что помогать и участвовать в подобных случаях не нужно никогда. Если есть внутреннее ощущение и убежденность, что вы должны вмешаться, если готовы взять за это ответственность, то вмешиваться можно и даже нужно. Но как только вы начнете подразумевать ответственность, то 90% всех возможностей проявить добродетель отвалятся сами собой, и вы не захотите в них участвовать. Какая-то часть "добродетели" окажется вынужденной. Т.е. вы будете понимать, что не хотите в этом участвовать, но расклад такой, что если отказаться - это будет чревато проблемами и неприятностями, и на это приходится идти ради компромиссов. И только ничтожный процент добродетели окажется уместным, востребованным и своевременным. И найти такой вариант, распознать его, полноценно им распорядиться, и помочь тому, кому нужно - это большая удача.

Что касается популярных "волонтерских" благотворительных предложений, то там, как правило, никогда нечего ловить. Когда родители соглашаются с тем, чтобы заявить на весь мир: дайте нам денег, чтобы мы сделали своему ребенку дорогую операцию.. Это означает, что они находятся в сильном разгоне и считают себя слишком важными (если не считают прямо сейчас, то начнут считать, как только деньги станут поступать). И участие в подобных проектах, скорее всего негативно повлияет на карму тех, кто в этом участвует.

Этот пункт "про карму" можно раскрывать очень долго и приводить множество примеров из разных сфер жизни. Но ограничимся здесь только двумя этими примерами, чтобы не перегружать выпуск.

 

4. Добродетель является неким каркасом, на котором выстроен важнейший матричный механизм продолжения рода. Поэтому и отношение к добродетели у нас как правило "возвышенное". Мы не можем рассуждать о добродетели также рационально как, например, о тепле и холоде: тут прохладно, давайте добавим тепла, а здесь жарко - давайте его убавим. "Добавить добродетели" - это всегда пожалуйста и приветствуется, а вот чтобы ее "убавить" как минимум будут нужны веские причины, аргументы или оправдания, которые мы должны привести другим людям (как бы спрашивая у них разрешения) и даже самим себе. Например, если мы вчера сделали доброе дело, а сегодня не хотим его повторять, то как минимум для этого потребуется привести оправдания - хотя бы для самих себя. И такая сакральность добродетели защищает механизм продолжения рода от рациональности еще на самых дальних подступах, когда даже речи о продолжении рода не идет. Покажу это на примерах.

Добродетель в первую очередь необходима для воспитания детей. За детьми необходимо следить, всячески им помогать, кормить, мыть, одевать, играть, обучать, решать всевозможные другие проблемы. Дети не могут сами решить эти проблемы, и их нельзя бросить и сказать: решайте свои задачи самостоятельно (к сожалению). По сути, забота о детях - это добродетель в самом чистом виде. Все делается бескорыстно, искренне, без каких-то скрытых планов и мотивов. Вовлечение в продолжение рода сопровождается обильной дозой эйфорических гормонов, после чего закрывают глаза на некоторые логические нестыковки этого процесса.

Все мы были детьми, и следовательно, зависели от добродетели родителей. И даже если у кого-то нет родителей, то эту функцию так или иначе замещали другие люди. И поэтому мы не может говорить что-то в стиле "добродетель бывает вредной" - это всегда будет создавать конфликт. И даже в тех ситуациях, когда проявление добродетели может быть чревато проблемами, обычно стараются хитростью или какими-то отговорками избежать подобных выводов. И мало кто решится заявить в "в лоб" и открытым текстом, что считает добродетель неуместной.

Основной вклад в такую добродетель вносят женщины. Любая женщина всегда будет стараться "помочь" своему ребенку, готова вкладывать в это сколько угодно времени и сил, и будет добиваться этого любой ценой, любыми правдами и неправдами. Добродетель становится своего рода "философией" женщины, и она распространяет их по остаточному принципу на остальные сферы: работу, отношения в социуме, решение текущих проблем. Например, когда возникает какая-то проблема, женщина в первую очередь пытается найти того, кто может помочь ее решить. Если это не срабатывает, то начинает рассказывать про проблему всем вокруг, в надежде, что кто-то да отзовется. Причем многие такие "проблемы" даже не являются проблемами, и не требуют никаких решений. Но для женщины здесь важно даже не решение, а участие. Т.е. достаточно того, чтобы кто-то рядом проявил добродетель и желание помочь, и одного этого бывает достаточно, чтобы женщина успокоилась.

Предполагаю, что такая "генерация добродетели" является основной кармической задачей всех женщин. Другие задачи, такие как работа, интересы увлечения, идеологические убеждения - это только вспомогательные средства для решения основной задачи. Но если эти вспомогательные задачи вступят в противоречие с основной задачей, то они всегда могут быть подкорректированы, отменены, или даже перевернуты на противоположные. Женщины при необходимости умеют это делать легко и непринужденно. Но основная задача - "генерация добродетели" выполняется всеми женщинами всегда и без отклонений. Даже продолжение рода будет здесь также второстепенной задачей. Просто в естественном раскладе, если женщина успешно умеет генерировать вокруг себя добродетель, то это автоматически приводит к продолжению рода.

В современных условиях мы столкнулись с исключением из этого правила. И хотя добродетель вокруг генерируется в огромных объемах, но вместо продолжения рода она идет на т. наз. "рост благосостояния" и романтику. Но это временное явление, потому что рост благосостояния, удобств и возможностей не может происходить постоянно, когда-то он прекратится, и все вернется на свои места.

Не остаются в стороне от добродетели и мужчины. Но мужчинам приходится вовлекаться в добродетель для того, чтобы вступить во взаимоотношения с женщиной. Также как в магазин не принято приходить без денег, также и к женщине неуместно подходить без уклона к добродетели. И даже неважно, заходим мы в этом "магазин" в первый раз, или являемся там постоянными "покупателями" - "деньги" нужно приносить каждый раз.

Добродетель в момент знакомства - понятное и очевидное явление. Мужчине нужно поухаживать за женщиной, уделить ей внимание, "помочь", "поддержать", развлечь, сделать подарок, угостить и т.д. Причем в зачет идет даже не материальная составляющая проявленной добродетели, а ее "чистота", т.е. насколько искренне мужчина проявляет добродетель. И все мы прекрасно понимаем, к чему в конечном итоге должна примести подобная "помощь"... Но это совершенно нормально: активно проявленная добродетель всегда ведет к продолжению рода - так и было задумано. Хотя не факт, что она всегда пойдет на продолжение своего рода, и вполне может сложиться так, что она будет направлена на продолжение чужого рода. Но это уже нюансы, которые не меняют сути процесса.

Тоже самое происходит в уже сложившихся отношениях. Для того, чтобы продолжать поддерживать такие отношения, мужчина должен постоянно привносить в них добродетель. И здесь начинает работать упомянутый выше механизм, что добавлять добродетель можно всегда, а уменьшать ее - считается аморальным. И если мужчина начинает сокращать проявление добродетели, то женщина в ответ будет устраивать скандалы и истерики, упрекать, давить на чувство вины.. И если мужчина заинтересован в сохранении отношений, то ему придется напрячься и "выдавить из себя" очередную порцию добродетели. И так придется делать регулярно.

Даже во всех бытовых и мимолетных контактах, например, на работе, в магазине, при оформлении сделок или принятии заказов и пр. Женщина всегда будет стремиться воздействовать на мужчину так, чтобы побудить его к проявлению добродетели. Хотя бы символично и самую малость. И если это удается, женщина чувствует себя уверенной, нужной, испытывает гордость за то, что свою задачу она выполняет. Заметьте, что во главе угла стоит именно добродетель, а не стремление познакомиться, выйти замуж, или более меркантильные перспективы, типа денег, квартиры, машины. Но если женщина успешно выполняет первичную задачу, и может "подтолкнуть к добродетели" кого угодно, то вторичные задачи реализуются автоматически: с ней будут знакомиться, уделять внимание, предлагать всевозможную помощь, сочувствовать и поддерживать.

Думаю в этих примерах мне удалось показать, как любая проявленная добродетель почти всегда конвертируется в продолжение рода. Даже если добродетель проявляется в мелочах, например, вы помогли соседу с ремонтом, то это всегда подтолкнет соседа сделать какой-то вклад в продолжение рода. Если сосед в чем-то помог вам, то это подтолкнет к продолжению рода вас. Или наоборот, если вы не собираетесь делать никаких вложений в продолжение рода, то любая добродетель, любая помощь других людей будет вызывать у вас дискомфорт и неудобства. Т.е. добродетель бывает уместна только в тех обстоятельствах, где продолжение рода является общей ценностью.

Отсюда мы можем сделать вывод, что проявление добродетели бывает естественным и уместным только в тех обстоятельствах, которые хоть как-то связаны с продолжением рода. Например, в семье, с детьми, с родственниками, с любовными партнерами - каждый старается им как-то помочи и сделать для них что-то хорошее. А со всеми остальными добродетель проявляется "по остаточному принципу": если есть такая возможность, и если это это не противоречит ценностям продолжения рода - можно и помочь и сделать что-то хорошее. Но это не обязательно. И такая "условная добродетель" является самой естественной нормой. Никто не удивится, если увидит человека, вся добродетель которого направлена на семью, а на все и всех остальных - ему наплевать.

И наоборот, если мы видим, что кто-то чрезмерно проявляет доброту и стремится помочь всем вокруг, то тут впору насторожиться. Скорее всего мы имеем дело с каким-то обманом. И даже если окажется, что человек действует из добродетели искренне и действительно стремится "помочь всем, кому сможет", то в таком случае он совершает ошибку, которая закончится для него плохо. У "хороших людей", которые стремятся придерживаться добродетели всегда и со всеми, сбивается навигация, они могут болеть, внезапно умирать, попадать в разные глупые и нелепые ситуации. В общем, такая "всеобщая добродетель" идет наперекор реальности.

 

5. Любое проявление добродетели, которое возымело какой-то обратный эффект, сопровождается всплеском эйфорических гормонов. Самый яркий пример - это романтические отношения. Например, мы сделали для партнера что-то хорошее, он оценил это, и мы увидели, что добродетель - "зашла". И это может привести к такому сильному скачку гормонов, что голова вообще перестанет что-то соображать.

Другой пример. Например, на работе мы старались выполнить свою работу как можно лучше, в руководстве это заметили и наградили поощрительной грамотой. Это тоже будет приятно, хотя такого зашкаливания гормонов как при романтике здесь не будет.

Во всех этих примерах гормональная доза вырабатывается за по-настоящему проявленную добродетель. Например, если сотрудник на работе все делал как попало, и лишь бы от него отстали, а руководство по какой-то ошибке все равно решит наградить его грамотой. То никакой эйфории у такого сотрудника это не создаст. Сотрудник просто поглумится над всей этой процедурой, и вполне резонно заметит: лучше бы заплатили побольше денег, чем давать эту бумажку. А другому сотруднику, который в самом деле старался работать хорошо, получить такую грамоту будет приятно.

И это означает, что данный вид гормонов вырабатывается только при проявлении добродетели, и по-другому их никак нельзя получить. А это на самом деле очень важные и всеми желанные гормоны, которые дают ощущение счастья. И их ничем нельзя заменить. Попробуйте найти, чем можно заменить романтику, чтобы это было также (или даже более) интересно, приятно и с удовольствием. Пожалуй, только другой романтикой. Все остальные увлечения на фоне романтики будут казаться серыми, невзрачными или вообще мрачными. И хотя в серой зоне вполне можно жить, развиваться, и даже к чему-то стремиться. Но это можно сравнить с жизнью наркомана, находящего в ремиссии. Со стороны может казаться, что он неплохо живет, и даже добивается каких-то успехов.. И по сути, романтические гормоны - это те же самые наркотики, только естественные, и встроенные в физиологию. И все люди, подобно наркоманам, вспоминают те периоды своей жизни, когда романтические гормоны были доступны в максимальной концентрации..

 

6. Состояние добродетели является необходимым (но не всегда достаточным) условием для "погружения" в романтику. Чем больше выражена добродетель, тем более "глубокие и тонкие" романтические впечатления становятся доступны. И любой человек, попавший в "романтический резонанс" становится более добрым, позитивным и толерантным ко всем окружающим. Даже те люди, которые в повседневной жизни зарекомендовали себя как злые, жестокие, вредные и пр., попав на волну романтики, становятся более добрыми и снисходительными. Думаю с этим примером сталкивались все.

Пока романтические отношения развиваются благоприятным образом - ничего плохого в добродетели нет. Партнеры "разгоняются" в проявлении добродетели, и это дает им возможность получать более "глубокие и тонкие" романтические впечатления. И хотя эффект, который действует на романтиков, можно сравнить с действием алкоголя. Также как в пьяных компаниях, люди собрались вместе, выпили, им хорошо и весело, они общаются друг с другом, и им это нравится, решают какие-то вопросы и проблемы, строят какие-то планы, понимают друг друга с полуслова (ну, по крайней мере, им так кажется). И неважно, что для тех, кто смотрит на этот праздник "с трезвой стороны" все это будет казаться абсурдом, бредом и невменяемостью, так как сами пьяные участники в этом момент могут быть по-настоящему счастливы и ничего другого им не нужно. Только в отличие от алкоголя, гормоны, вызывающие романтику нельзя купить в магазине и разлить по стаканам, - их нужно наработать естественным образом. И если традиционный алкоголь приводит к похмелью и болезненному возвращению жизни "на круги своя", то романтика всегда "привозит" партнеров к продолжению рода, и те наработки, которых они достигли находясь под действием романтических гормонов, скорее всего пригодятся им в дальнейшем при выполнении этой задачи.

Но проблемы могут возникнуть, если в романтических отношениях что-то пошло не так: произошел сбой, измена, разочарование. Для кого-то из партнеров такой кризис может обернуться самой настоящей трагедией. А учитывая, что уровень добродетели в западной и христианской культуре сильно завышен, то и романтический кризис может проходить в очень тяжелой форме. Это можно сравнить с движением на автомобиле: чем выше скорость (разгон), тем приятнее ехать, но и вероятность аварии становится выше. А если авария произойдет, то ее последствия будут гораздо хуже, чем если бы все "машины" ездили со скоростью 30 км/ч.

Поэтому первое, что лучше всего сделать, попав в "романтическую аварию" - это устранить проявление добродетели (в любой форме). Перестать беспокоиться о партнере, других людях, всем человечестве, свести к минимуму и ограничить всевозможную помощь другим людям, и переключиться на свои интересы - эгоцентризм. По аналогии с автомобилем - это как "сбросить газ". Во вторых, нужно как можно скорее преодолеть инерцию своего романтического состояния, чтобы избежать всевозможных "заносов" (нажать на тормоз). В терминах рассылки это будет растождествлением. В отличии от автомобилей, где все разрушения происходят в момент аварии, и после этого уже поздно бывает сбрасывать газ и тормозить, в сфере романтики разрушения происходят спустя некоторое время после разрыва - это могут быть дни, недели, месяцы, даже годы. И если там вовремя принять перечисленные меры, то можно свести к минимуму последствия "аварии" даже после того как она уже произошла.

Таким образом, с одной стороны, добродетель заполняет отношения яркими и запоминающимися эмоциями и впечатлениями. С другой стороны, эта же "яркость" может стать проблемой, если в какой-то из дней отношения становятся не такими "яркими", как бы этого хотелось, или не такими, как были раньше. Причина может быть в сущей мелочи, которая ни на что не влияет, но страдания она будет доставлять самые настоящие, как будто произошло что-то плохое и страшное. Ну и если в отношениях происходит разрыв, то на волне романтики он переживается намного болезненней. Ну а разрывы там происходят часто, потому что к отношениям выдвигаются повышенные условия... Ну в общем, у добродетели в этом пункте есть свои плюсы и минусы. Что из них перевешивает, каждый может решить сам, исходя их своей ситуации.

Так как в западной культуре уровень добродетели существенно превышает норму, то романтике и всевозможным нюансам, происходящих в любовных отношениях уделяется слишком много внимания. Практически весь медиаэфир забит этими "проблемами". Почти все песни, художественные книги, фильмы - "о любви". Люди все это изучают, "примеряют на себя", вырабатывают какую-то собственную линию поведения, чтобы оптимально вписаться в заданный тренд. Кто-то потом пытается строить отношения, опираясь на полученные шаблоны. В итоге это приводит к всевозможным "сложностям" и отношения часто заканчиваются разрывом. И преодолеть этот разрыв оказывается совсем не просто, потому что на каждом шагу возникают ситуации, накручивающие добродетель и романтику: по радио включили какую-нибудь сентиментально-любовную песню, по телевизору показывают любовные сериалы и мелодрамы, все знакомые и окружение также настроены на романтическую волну. Стоит зайти в соцсеть на страницу кого-то из знакомых, и это быстро создаст болезненный разгон.

Можно изо всех сил стараться успокоиться и сделать растождествление, но без устранения "фоновой добродетели" будут регулярно происходить срывы. По аналогии с автомобилем, это все равно что со всей силы давить на тормоз не отпуская и периодически поддавливая педаль газа. Машину от такой экзекуции начнет буквально разрывать. Примерно такой же экзекуции подвергают себя романтики.

Если сравнить это с культурой, принятой в исламе, то так как там добродетель не является приоритетной нормой поведения и обсуждать публично проблемы и переживания, возникающие в романтической сфере там не принято, и считается пошлостью. И как следствие, каких-то тяжелых проблем, связанных с романтическими отношениями у них не бывает. И если у кого-то по естественным причинам и возникает гормональный всплеск, то в социуме нет никаких механизмов, которые бы его накручивали и поддерживали. А будучи предоставленным самому себе это неуравновешенное состояние быстро нейтрализуется.

 

7. Здесь будет уместно привести обратный пример, показывающий, чего бы мы были лишены, если бы в нашей культуре добродетель полностью игнорировалась, порицалась, презиралась..

Одну из возможностей, которые открывает добродетель, можно назвать общим словом - развитие. Это и развитие цивилизации в целом, и стремление к развитию среди отдельных людей, наука, образование, культура, удобство и комфорт. Все это выстроено на фундаменте добродетели. И в том социуме, где добродетель подавляется, никакого развития не будет. Разумеется, полностью развитие остановиться не может, но при подавленной добродетели оно было бы очень и очень низким.

Возьмем для примера привычные для всех достижения цивилизации: водопровод, электричество, интернет. Чтобы это все смогло появиться, в первую очередь должна была возникнуть идея, основанная на добродетели: помочь другим, чтобы в результате у них появились эти удобства. Одной идеи для этого недостаточно, необходимо также, чтобы у нее образовалось много сторонников, которые будут не только соглашаться и ждать, но и действовать и воплощать эту идею в реальность. И только при выполнении всех этих условий, идея может быть реализована и воплощена. И без начальной добродетели этого воплощения даже бы не началось.

Возможно кто-то возразит, что подобные цивилизационные проекты реализовали те, кого мы называем бизнесменами и предпринимателями. И руководствуются они не голой добродетелью, а прибылью и своими интересами. И это действительно так. Но и добродетель в таких проектах тоже присутствует, и никакого противоречия здесь нет. Добродетель вполне себе может совмещаться с личными интересами, и это совершенно нормально. А вот проекты построенные только на личном интересе, вряд ли получат поддержку, развитие и воплотятся в реализацию.

И наоборот, в тех культурах, где добродетель порицается и пресекается, такие удобства как электричество, водопровод и многое другое - могут долго не появиться. И если там случайно появится какой-то чудак, который предложит: а давайте это сделаем и построим, чтобы всем было хорошо и удобно. То над ним просто посмеются и объяснят ему, что в жизни есть более важные ценности и более значимые проблемы, чем все эти причуды. И в результате все эти удобства могут не появиться в данной культуре столетиями, хотя все условия, чтобы их реализовать - им давно доступны. Просто там это никто не хочет делать, потому что это вступает в противоречие с их "культурным кодом".

Многие жители запада осуждают русских, и все их претензии в целом сводятся к тому, что у нас здесь не принято проявлять добродетель также широко, как это принято на западе. И хотя добродетель нам не чужда, и отсталыми мы не являемся, но тем не менее в России отсутствуют многие удобства, услуги, люди не такие вежливые и "доброжелательные", как хотелось бы. И наоборот, когда наши граждане приезжают в западные страны, им кажется, что возможностей там больше, люди - хорошие, условия - лучшие. Ну по крайней так кажется, пока они не столкнутся с обратной стороной западной добродетели.

 

8. Добродетель активно насаждается на политическом уровне. Это и новости, это любая идеологическая пропаганда, это конечно же и религия, сюда же можно отнести и рекламу, которая в условиях минимальной добродетели просто перестает работать. Все это в тои или иной мере можно назвать "опиумом для народа" (это отнюдь не только религия). Также так есть много разных алкогольных напитков: водка, виски, пиво, вино, всевозможные коктейли, и вроде бы и вкус у них разный, и обстановка в которых их употребляют каждый раз отличается. Но в основе каждого такого напитка - спирт, который действует примерно одинаково. Также и в основе всех приведенных примеров закладывается добродетель. Это большая и объемная тема, ее не получится полноценно охватить в этом пункте. Но давайте рассмотрим некоторые примеры.

Самый актуальный и очевидный - это нынешняя ситуация с коронавирусом. Принято считать, что все предпринимаемые меры направлены на благо людей. Сначала всем запретили выходить из дома, потом разрешили ходить только в масках, ограничили перемещения и права, потом стали заставлять ставить прививки и получать QR-коды, и нет никаких сомнений, что это еще не конец, и будет придумано что-то еще.. Но по официальной версии все это делается только ради того, чтобы людям было хорошо! И что самое парадоксальное, что люди действительно верят в эту добродетель. Если бы это было не так, то ситуация никогда не дошла бы до такого маразма.

Попробуйте посмотреть на сложившуюся ситуацию максимально отбросив добродетель, и вы увидите ее совершенно другими глазами! И поймете, что добродетель в самом деле может опьянять не хуже самой забористой дури. И заметьте, для того чтобы избавиться от этого всего наваждения, в котором оказалось почти все человечество, не требуется прилагать каких-то невероятных и героических усилий, или обладать какими-то уникальными способностями. Все что для этого нужно - отбросить в сторону добродетель. Хотя бы временно. И эта возможность есть у всех.

Как я уже писал, именно ситуация с коронавирусом будет подталкивать людей к более осознанному восприятию таких проявлений как праведность и добродетель. И если бы вдруг случилось чудо, и все люди в один момент отбросили бы свою иллюзорную добродетель, то коронавирусная пандемия прекратилась бы прямо завтра. Не нужны были бы ни маски, ни QR-коды, люди бы вспоминали об этом с недоумением и не понимали, как они могли докатиться до такой жизни, что относились ко всему этому всерьез. Но к сожалению такие процессы не происходят моментально. Тем не менее это все равно произойдет в более растянутой и тяжелой форме, и в конечном счете этот кризис, возникший из-за избытка добродетели, будет преодолен.

Другие примеры проявления добродетели уже не будут такими роковыми. До 20 года "пока все не началось", чрезмерная добродетель где-то и заморачивала нам голову, создавала определенные проблемы, но это компенсировалось опьяняющими гормонами, когда мы чувствовали надежду, верили во что-то хорошее. Но сильно острой необходимости избавляться от добродетели не было.

Так мы живем в государстве, которое вроде бы "заботится о нас". И это даже не сарказм. У нас есть доступные всем школы, больницы, суды, выплачиваются дотации, пособия, пенсии.. И если мы заявим, что государство заботится о своих гражданах, помогает и поддерживает их, то в этом не будет каких-то совсем уж критичных противоречий. Даже самое "прогнившее" государство обеспечивает своих граждан каким-то минимальным набором прав, услуг, возможностей. Просто об этом обычно никто не задумывается.

Но если совсем отбросить добродетель, и воспринимать функции государства как машину, работающую в своих интересах и по своим правилам. То никаких противоречий тоже возникать не будет: ни с законами физики, ни экономики, ни с процессами, происходящими во взаимоотношениях. Только реальность без добродетели будет более суровой, жесткой и неприятной. Но у нее будут и свои плюсы, например, отбросив веру добродетель мы можем получить ответы на ряд вопросов, которые никогда бы не получили, если бы продолжали верить в добродетельные мотивы государства.

Возьмем один из самых ярких примеров - выплата пенсий. Казалось бы, здесь в чистом виде происходит забота о людях, и заниматься этим для государства нет ни смысла ни пользы. Но тем не менее государство по какой-то там своей "доброте" обеспечивает пенсионеров. Хотя могло бы этого и не делать. Но так ли это?

Пенсии появились и стали всеобщими сравнительно недавно, а до 20-го века их не было, и никакие государства не заморачивались вопросом: как же будут выживать старики? Необходимость в пенсиях возникла с наступлением индустриализации. Пенсии были нужны для того, чтобы люди жили в городе и работали на производстве: целый день, каждый день, из года в год. Получали за это зарплату и тратили ее почти всю на текущие расходы и интересы, не задумываясь о перспективах. Это обеспечивало рост экономики. Государству было выгоднее выплачивать пенсии тем, кто отработал стаж, чем решать множество организационных проблем. И никакой добродетели в этом нет.

Тоже самое со школами, больницами и всеми другими возможностями, которые мы иногда получаем от государства - все это необходимо для того, чтобы создать благоприятные условия для индустриализации.

Но, судя по всему, в настоящее время и это стало уже неактуальным, и современный мир взял курс на приостановку индустриализации и прекращение этой "гонки экономик". Поэтому такие поддерживающие индустриализацию условия как пенсии, образование, медицина начинают потихоньку сворачиваться. Судя по всему именно для обеспечения этого перехода и был разыгран спектакль с коронавирусом. Ну и можно выделить еще ряд признаков: удорожание всех энергоносителей, параллельно все активнее делается акцент на экологических и климатических проблемах. Все это в комплексе создает условия для приостановки индустриализации. В странах с развитой экономикой и технологиями - она приостановится, а у кого экономика была средней или слабой - в таких условиях все может вообще развалиться. Но мы здесь ушли немного в другую тему.

 

Добродетель систематически транслируется в новостях. Практически каждое сообщение о международной встрече сопровождается посылом о том, что Россия сделала что-то для другой страны. То дали кредит, то списали долг, то договорились поставлять кому-то газ со скидкой, причем таким государствам, которые занимают враждебную позицию. То согласились впустить дополнительных мигрантов и упростили им условия для оформления. То отправили куда-то армию, чтобы она защищала чье-то там благополучие.

Понятно, что никакой добродетели в этом нет. Там свои дела: условия, обязательства, политические интересы. Но в новостях этих подробностей никто не сообщает, и все преподносится как добродетель и как "дружеский шаг". Усугубляется все это еще тем, что мы обычно не знаем всех подробностей и раскладов. Мы можем делать свои предположения, но эти предположения скорее всего окажутся неверными. Таким образом, когда мы слышим подобные "хорошие новости", они в любом случае создают деструктивные деформации - как бы мы на них не реагировали. Даже если мы не верим в добродетель, и не испытываем чувство гордости от того, что наши власти решили кому-то "помочь", то подобные новости будут создавать неопределенность, порождать вопросы, на которые не будет ответа - и в этом тоже нет ничего хорошего. Возможно, если кто-то собирается делать карьеру в политике, и получать дивиденды со каких-то интриг, происходящих там, то ему есть смысл потратить время, вникнуть в нюансы и получить ответы на свои вопросы. Но обычному человеку, который жил своей жизнью, и тут ему как снег на голову сваливается очередная "добродетельная международная новость" - ничего кроме деструктивных деформаций она не привнесет.

 

9. Распродажи, лотереи, скидки, акции, кэшбэки, реклама, избирательные кампании и прочие мероприятия, сулящие что-то и где-то выгодно купить или получить - все они основаны на добродетели. Т.е. для того, чтобы эти механизмы работали, необходимо, чтобы их участники (покупатели) хоть немного верили в добродетельность данных мероприятий. В противном случае все эти маркетинговые уловки перестали бы работать. Рассмотрим эти механизмы подробнее.

- Скидки и акции всегда стремятся убедить клиента, что на продавца нашла какая-то блажь, и он решил распродать часть товаров если не почти бесплатно, то близко к их себестоимости. И хотя люди и понимают головой, что такого не бывает, тем не менее на уровне эмоций склонны вестись на подобные трюки. Вера в добродетель "размягчает" клиента и вводит его в состояние, которое в маркетинге называется "лояльностью". Лояльность снимает у клиента критический барьер, и делает такого клиента более постоянным, удобным и выгодным. Именно ради лояльности делаются скидки и организуются всевозможные акции.

Лояльность - это одна из форм добродетели, которая сама по себе является ресурсом, возможно даже более важным, чем прибыль и доход. Например, стать богатым можно только обеспечив лояльность окружающих, т.е. люди вокруг будут видеть и понимать, что кто-то богаче их, но относиться к этому лояльно. А если есть все атрибуты богатства и успешности, но нет лояльности, то все эти достижения могут очень быстро и с треском провалиться.

Можно выдвинуть даже более дерзкую и конспирологическую версию, что любой бизнес, любая общественная деятельность и даже просто работа с 9-18 часов с понедельника по пятницу - все это нужно для того, чтобы обеспечить социальную лояльность. А деньги - это просто отвлекающая ширма. И пока люди думают, что вся их работа и деятельность соизмеряется деньгами и другими материальными активами - такими людьми очень легко манипулировать. И если кто-то хочет стать успешным и преуспевающим, то ориентироваться ему в первую очередь следовало бы не на получение как можно большего количества прибыли за период, а на повышение общественной лояльности. И хотя стратегии реализации обоих задач бывают похожими, в некоторых моментах они могут кардинально отличаться.

- Выборы и избирательные кампании. С учетом пояснений сделанных выше, выборы - это в чистом виде кампания по наработке лояльности. В ход идет все: обещания, подарки, организация развлекательных мероприятий, красивые лозунги. Основная цель - получить лояльность большинства. Кому это удается, тот и побеждает в выборах. В идеале такие выборы должны быть честными и победить и них должен тот, кто удостоился большей лояльности. Но "самый лояльный" вовсе не означает "самый лучший" - скорее наоборот одно с другим никогда не совмещается.

Избиратель, участвующий в выборах почти всегда исходит из соображений добродетели, где-то в глубине надеясь, что в этот раз кандидат окажется более достойным, чем обычно, он будет бороться и отстаивать права своих избирателей и делать все возможное, чтобы улучшить их жизнь и быт. И хотя голова обычно отказывается в такое верить, но где-то на уровне эмоций теплится надежда: а вдруг?  И чем к большей добродетели предрасположены избиратели, тем более нелепым, абсурдным будет их выбор. Чем больше у избирателей добродетели, тем за более отъявленных идиотов и проходимцев люди будут готовы голосовать и выражать им лояльность. Эту закономерность хорошо демонстрируют все известные "цветные революции", которые все без исключения совершаются в состоянии чрезмерной добродетели..

- Азартные игры, спортивные ставки, финансовые пирамиды, биржевые спекуляции и пр. Все это появилось и процветает благодаря добродетели. Изначально человек просто верит в добродетель, романтику и во все хорошее. Но такой человек также верит, что добродетель может распространиться и на него. Что жизнь, обстоятельства, окружающие люди могут осыпать его деньгами, благами, исполнить любое желание. И для этого даже не обязательно работать и что-то делать, ведь добродетель дается бесплатно.. Достаточно подобрать нужный ключик, оказаться в нужное время в нужном месте. И дальше, когда в мировоззрении адепта уже заложен соответствующий "фундамент", будет делом техники убедить его, что ключик в казино, или в ставках на спорт, или во вступлении в пирамиду, или в голосовании за определенного кандидата. Не сработает одно, так сработает что-то другое - такой человек уже ментально предрасположен, чтобы быть втянутым в какую-то историю. И основная причина этого - добродетель. Человека не склонного к добродетели и скептичного будет очень непросто во что-то подобное втянуть.

Здесь будет уместно сделать некоторые пояснения. Мало кому пришло бы в голову назвать азартных игроков, завсегдатаев букмекерских контор, или людей, которые потеряв голову "инвестируют" в пирамиды - чрезмерно добродетельными. И что именно эта чрезмерная добродетель и привела их к тем проблемам, с которыми они постоянно сталкиваются. Но это действительно добродетель, только она не совсем обычная, ее можно назвать религиозной.

"Обычная" добродетель направлена на других людей. Человек помогает другим людям, делает для них что-то хорошее, по возможности исполняет их желания. Но и в ответ он ожидает аналогичной взаимности от других людей. Добродетель игрока направлена не на людей, а на некую сущность. Для общего представления назовем эту сущность Судьбой. И именно от Судьбы такие игроки ждут подарков и исполнение своих желаний и верят, что когда-нибудь это произойдет. Они не только ждут, но и сами делают всяческие шаги, чтобы "заслужить" эту добродетель со стороны Судьбы. Обычно ради этого совершаются всевозможные суеверные нелепости, за которые по убеждению игроков Судьба должна их наградить. Как правило все игроки бывают очень суеверными, и очень блюдут свои суеверия. Наверно это состояние знакомо многим, почти все люди когда-нибудь хотели получить от судьбы какой-то подарок, и как только человек настраивается на эту связь, он автоматически становится суеверным, появляется куча примет и ритуалов, которые очень важно бывает соблюдать. На самом деле, то что мы назвали здесь "судьбой" является демонической сущностью, которая дергает "игрока" за ниточки, и используя его предрасположенность к добродетели, разводит адепта по полной программе.

И если "обычная" добродетель, ограниченная отношением с другими людьми, хоть как-то себя оправдывает. Например, если мы будем помогать и делать что-то хорошее для других людей, то какую-то положительную отдачу от них (от человечества в целом) все равно получим. Пусть не такую, как хотелось бы, но тем не менее, - она будет всегда. Ну а когда человек пытается играть в добродетель с демоном - это почти всегда бывает игра в одни ворота.

 

10. Избыточная добродетель в социуме приводит к появлению всевозможных маньяков, извращенцев, террористов, а также обыкновенных преступников. И чем активнее насаживается добродетель, тем более выраженными бывают такие маргинальные проявления.

Наверно все помнят резонансные новости, когда подростки устроили теракты в учебных заведениях в Керчи и Перми, расстреливая там всех подряд. И вроде бы для этого не было никаких причин и предпосылок. Их не обижали, не гнобили, чтобы это могло быть местью. Единственное, что можно предположить: их не уважали, они не были никому интересны - это и стало причиной агрессии. И хотя агрессия была не такой уж большой и сильной, но она распространялась на весь без исключения социум и на всю сферу взаимоотношений и нашла выход в такой ужасной форме.

Гипертрофированная добродетель в социуме установила у этих людей эйфорическую планку на сильно завышенный уровень, относительно которого вся реальность, все отношения и повседневная жизнь - оказываются "ниже" этого уровня. И это повсеместная проблема, повышенный уровень эйфории бывает не только у подобных маньяков, но и у остальных нормальных людей. Но почему же остальные люди в большинстве не становятся такими маньяками?

У большинства людей есть какие-то концепции, превышающие текущий уровень эйфорической планки. Надежды, планы, перспективы, любовные отношения, друзья, интересы. И хотя в большинстве случаев такие перспективы являются всего лишь самообманом, но тем не менее человеку бывает жалко ставить на них крест и отбрасывать их ради каких-то совсем уж бесперспективных амбиций - это и создает барьер от совершения подобных терактов. Эйфорическая планка могла бы также быть подкорректирована "снизу". Например, если бы у маньяков были враги, недоброжелатели, люди которые постоянно им мешали и создавали проблемы, то агрессия сконцентрировалась бы вокруг этих дестабилизаций, а все остальные люди, которым на адепта плевать и нет никакого дела, воспринимались бы им уже нормально или даже положительно, и желание их расстреливать у них бы не возникло. Этим "стрелкам" просто не повезло, что обстоятельства сложились так, что компенсации эйфорической планки не произошло ни сверху, ни снизу. А ведь могло бы все сложиться по-другому, достаточно было преодолеть эту "ментальную яму". Все-таки это были не совсем бесполезные и потерянные люди, и потенциально они могли много чего добиться в этой "командировке".

В эту зону риска попадают почти все подростки. У 99% из них пока находятся "противовесы" и они благополучно преодолевают этот этап. Но всегда окажется 1%, тех кто не вписался в эти рамки. И именно добродетель и задает эти рамки, а точнее в последнее время наметились все более стойкие тенденции, чтобы эти рамки сжимались и дальше и по всем направлениям. А значит, такие маньяки, террористы, "стрелки" будет появляться все больше и больше.

Этот пример наглядно показывает какой разрушительной может оказаться добродетель. И хотя эта разрушительная сила затрагивает лишь ничтожный процент людей, а остальное подавляющее большинство людей это разрушение благополучно минует. Но именно этот ничтожный процент окажет огромное влияние на остальное большинство. Это влияние можно сравнить с каплей дегтя, размешанной в бочке меда - вкус этого дегтя почувствуют все. Но на самом деле никакого "меда" в чистом виде не существует: все наша реальность состоит из меда и дегтя равномерно перемешанных друг с другом. И как только в социуме появляется слишком много "сладости" и добродетели, как в ответ появляются подобные маньяки, которые вливают в социум концентрированную порцию дегтя. Таким образом соблюдается баланс, и, как бы все это кощунственно ни звучало, но маньяки и прочие асоциальные элементы выполняют определенную "работу", поддерживая этим баланс.

Бороться с этим какими-то социальными, культурными или воспитательными методами - бесполезно. Процесс происходит по "нишевому принципу". Например, в каждой группе людей найдутся свои лидеры и аутсайдеры, герои и предатели, добрые и злые, богатые и бедные и т.д. Но человек занимает определенную нишу не потому что ему это захотелось, или им там нравится. Просто данная ниша оказалась свободной и доступной. Желания и предпочтения, конечно, тоже имеют свой приоритет, но приоритет наличия свободной ниши - выше желания. Например, человек выбирает себе работу и ориентируется в первую очередь на нишу и на свободные места на рынке труда. И только если такая ниша есть, и также есть возможность ее занять, он уже может решить: идти ли ему на эту работу, или поискать другую. Но не наоборот. Таким же образом возникают и "маньячные ниши". И хотя попадать на такую "работу" никто особо не стремится, наоборот, обычно все стараются зацепиться хоть за что-то, чтобы только в  туда не улететь. Но всегда найдется небольшой процент людей, не сумевших избежать попадания в эту нишу.

Важно понимать, что чем выше уровень добродетели в социуме, тем более сильной и поляризованной становится т.наз. "маньячная ниша". В социуме, котором добродетель не является безусловным приоритетом, существует еще промежуточная прослойка различных "нижних ниш". Например: бедность, низкое образование, отсутствие элементарной медицины, преступность, алкоголизм.. Многие жители неразвитых стран застревают в этих "промежуточных нишах", но не "проваливаются" еще ниже, не становятся маньяками, не сходят с ума, не стремятся "очистить мир от недостойных" и пр.

В развитых цивилизованных странах, где добродетель ставится во главу угла, многие "промежуточные ниши" могут быть сильно ослаблены, а то и вовсе искоренены. Бедность, низкий уровень жизни, безграмотность - можно искоренить почти полностью. Можно обеспечить всех приемлемым уровнем потребления товаров и услуг, так чтобы человек не чувствовал себя лишенным чего-то важного. Можно даже искоренить и сильно ослабить такие ниши как алкоголизм и преступность. Все это возможно. Но ни одна власть, ни одно правительство никогда не сможет закрыть или даже ослабить "маниакальную нишу".

Мы часто можем встретиться с такими примерами, когда в развитых и благополучных странах, где вроде бы для всех граждан созданы неплохие условия, откуда-то появляется множество маньяков, извращенцев, людей с психическими отклонениями и сумасшедших. Хотя и здесь подавляющее большинство всех маниакальных симптомов бывает безобидным и безвредным для окружающих. Кто-то собирает марки, или другой хлам и мусор, кто-то увлекается диетами, системами оздоровления. Кто-то "увлекается политикой" и обсуждением новостей, и там уже иногда могут зародиться  радикальные идеи типа: уволить, посадить, расстрелять, ввести куда-то войска. Но как правило такие идеи не распространяются дальше нескольких метров от дивана. Но тем не менее совсем небольшой процент среди этих увлечений и свобод будут занимать ужасающие ниши. И с этим ничего нельзя сделать. Чем активнее проявляется добродетель в социуме, тем активнее в нем будут проявляться всевозможные маниакальные и извращенные ниши.

 


 

Ну и давайте в завершение выпуска подведем некоторый итог.

Добродетель в чистом виде неестественна для нашей реальности. И люди которые всегда везде, безусловно и искренне стремятся следовать принципам добродетели - всегда попадают в нелепые ситуации, с ними происходит что-то неординарное, окружающие их не понимают, или же заметив, что с таких людей можно бесплатно поиметь некоторые бонусы - начинают откровенно на этом паразитировать. И поэтому люди попытавшиеся следовать чистой добродетели, либо доведут себя до хаотичного состояния, и потом поймут, что с этим надо прекращать. Либо доведут себя до совсем сумасшествия, не совместимого с повседневной жизнью. Не случайно на Руси сумасшедших и безумцев называли "блаженными". А добродетель и блажь - это почти синонимы.

Но при всей своей неестественности, именно на добродетели основаны самые заветные мечты, желания, надежды и мотивации. Всем хочется чтобы люди вокруг были хорошими, добрыми, лояльными, понимающими и всегда готовыми поддержать и помочь. Люди постоянно ищут такие варианты. И если все понимают, что социум никогда не сможет удовлетворять этим условиям, то все равно не оставляют надежду найти хоть кого-нибудь, кто бы этим условиям удовлетворял: хотя бы одного или нескольких друзей или партнеров, на которых можно было бы "положиться" - но и это получается с подвохом. Кто-то пытается найти хорошую работу, где коллектив, начальство, условия работы соответствовали бы критериям добродетели. Кто-то мечтает уехать за границу, и надеется что там у него все сложится в самом лучшем виде. Все эти и подобные попытки - это ничто иное как стремление к добродетели.

Для тех кто совсем отчаялся и понял, что никакой полноценной добродетели он никогда не удостоится - существует религии, которые заверяют: ну в этой жизни достичь заветной добродетели никак не получится, но это возможно "в следующей жизни" - и там все будет совсем по-другому. По сути любые религиозные представления о рае - это некий мир с неограниченной добродетелью. Хотя такое представление всегда получается противоречивым: никто не знает и не может сказать, чем он будет заниматься в таком "раю".

Единственное условие при котором добродетель в нашей реальности как-то проявляется и вписывается в происходящие процессы - происходит только при вовлечении в продолжение рода. Можно неограниченно проявлять добродетель и получать соответствующую отдачу: в семье, во взаимоотношениях с детьми, с любовными партнерами, родственниками. И это вроде бы будет получаться, но только при условии, что эти отношения действительно работают на продолжение рода. Только тогда добродетель получается максимально взаимной. В противном случае, когда отношения строятся только ради отношений и романтики, но к продолжению рода не ведут, любое стремление устроить в них "обмен добродетелью" будет приводить к неблагодарности для кого-то из партнеров.

Мы можем проявить добродетель (помочь, поддержать, сделать что-то хорошее) и для совершенно посторонних людей. Но это допустимо делать однократно, что-то вроде "пиар-акции". Но если кто-то проявляет добродетель регулярно, то это означает, что у него произошла накрутка в сторону продолжения рода. Сам человек обычно это не осознает и не признается, и убеждает себя и других, что совершает добродетельные поступка "просто так". Но это не так. Например, парню понравилась девушка, и он начинает за ней ухаживать, проявлять внимание, предлагать "помощь". Если такое произошло однократно, то это еще можно списать на "пиар". Если же такие проявления стали регулярными, то это уже никакой не пиар, а накрутка в сторону продолжения рода.

Или другой пример, актуальный для людей старшего поколения. Они может быть и хотели бы "вложиться" в продолжение рода, чтобы получать за это соответствующую гормональную отдачу, но не могут этого сделать. "Настоящий" любовный роман им уже не закрутить. Кто-то тратит всю энергию на заботу о детях: дают советы, пытаются помочь, подсказать. Но дети уже стали взрослыми, и им не нужна такая плотная опека и забота. Таким образом вложенная в добродетель энергия не идет на продолжение рода не дает желаемой отдачи и часто сопровождается неблагодарностью. Дети устают от таких "заботливых" родителей, стремящихся во все вникнуть и везде "помочь", но пресечь это не решаются и терпят, выдавливая из себя добродетель, чтобы как-то "поддержать" родителей. Ну а родителям этого кажется мало, и они регулярно упрекают детей в неблагодарности..  Достаточно тривиальная ситуация в нашем социуме..

Матрица реальности устроена так, чтобы мы получали гормоны добродетели только в том случае, когда реально делаем какое-то движение в направлении продолжения рода. Если же такого движения нет, то в ответ на систематическое проявление добродетели к кому бы то ни было, мы всегда будем получать неблагодарность.

 

На этом все. Надеюсь этот выпуск оказался полезным, и вы узнали из него что-то новое.