Мы отмечали, что эмоциональные процессы происходят в нашей жизни повсеместно, их очень много. Но все без исключения от самых важных и главных, до пустяковых и смешных; от "высоких" и "низких" - проявляются в виде дестабилизации. Причем, вариантов основных дестабилизации не так уж и много и они ничем не примечательны. Но их сочетания дают очень причудливую комбинацию: порой завораживающую, порой отталкивающую..

Похожая картина в музыке. Нот там всего семь, а мелодий и переходов которые они могут образовывать - невероятное множество и все они отличаются друг от друга.

Аналогия эмоциональной дестабилизации и музыки - очень близки. Музыка, наверное, ближе всего остального передает характер эмоциональной дестабилизации. У них даже природа схожа. Музыка - это колебания воздуха. Впечатления - это колебания и переходы эмоций. Когда мы слушаем музыку, мы просто позволяем эмоциям повторять колебания ритма, и в результате получаем новые впечатления.

Речь в большей степени предназначена для передачи рационального смысла, хотя и эмоции с ее помощью можно тоже прекрасно передавать. Собственно большинство эмоций передаются нами через речь, поскольку других вариантов бывает очень мало. Когда такое происходит, в речи и словах становится меньше рационального смысла, в некоторых случаев речь вообще сужается до лозунгов и междометий. Но сама функция речи не предусматривает передачу эмоций, каждый делает это как может, и в школе этому не учат.

В разных языках для передачи эмоций есть разные возможности. Например, латынь изначально использовалась для передачи рациональных понятий: все что можно было обозначить и привести к логике делалось на латыни, и объем работы который был проделан колоссален. Природные явления, физические процессы, растения, болезни лекарства, название органов и костей (вплоть до мельчайших деталей). Основы латыни перешли в английский язык, который тоже отличается рациональностью и очень напоминает написание программы. Предложения строятся в строгом порядке, слова склоняются тоже. Это очень удобно в науке и технике, и не случайно в этих областях английско-латинские термины легко вытесняют аналоги из других языков. Ну а эмоциональные процессы при этом отошли на второй план. Это безусловно сказалось на ментальности. Даже имена и фамилии у англичан и американцев выполняют чисто идентификационную функцию, но зато нет никаких проблем с их произношением. Поскольку английский язык принят за международный, то этот вектор развития так или иначе распространяется на всю цивилизацию.

В русском языке возможностей для передачи эмоций несколько больше, хотя бы потому что предложения не нужно строить не в строгом порядке, а можно переставлять слова местами в зависимости от настроения, создавая наиболее соответствующий своему эмоциональному состоянию ритм. Еще раньше практиковалась даже перестановка слогов в слове. Кроме того, множество суффиксов позволяют придать одному слову множество оттенков, причем к одним словам эти суффиксы подходят, а к другим похожим, они совершенно неуместны. Это создает множество исключений, которые очень затрудняют изучение русского языка иностранцами. И отличить правильное от неправильного можно только "эмоциональным чутьем".

В речи эмоции передаются с помощью интонаций, задающих ритм. Кроме того есть специальные слова, предназначенные только для передачи эмоций - это междометия. С рациональной точки зрения междометия являются "сорняками", засоряющими речь. Но мы знаем как нелегко бывает обходиться без междометий в бытовой речи, без этих ой, ах, ну, эй... Даже в художественной литературе без междометий нельзя написать что-то более менее живое. Только в технической и узкоспециализированной литературе принято обходиться без междометий, что кстати в немалой степени делает чтение таких книг утомительным.

Ну и конечно же стоит упомянуть "русский мат", с помощью которого транслируют наверное большую половину всех эмоциональных дестабилизаций, происходящих в нашей жизни. С рациональной точки зрения "маты" не несут почти никакого смыла, но в эмоциональном плане ими можно передать практически любые состояния, включая трудноописуемые. Но с другой стороны, матерные слова предрасполагают к вульгарности, что в свою очередь приводит к эмоциональному вырождению и ускоренному старению. Этот механизм мы рассматривали в предыдущем выпуске. По этой причине мы стремимся отгородить от "матов" детей и тех, кто нам симпатичен. И наоборот, дети и подростки, которые хотят "казаться взрослее" стараются использовать больше матерных выражений в своей речи.

Вообще, "маты" в нашей эмоциональной жизни играют очень важную роль. Даже на тех, кто их никогда не употребляет, они все равно оказывают влияние. Или в виде табу и отрицания, или в виде подсознательной симпатии к тем умеет хорошо пользоваться этими словами, или же, как бывает в большинстве случаев, не всегда говорить, но думать и делать выводы и заключения с использованием "матов".

Комбинацией из музыки и речи будет песня, которая "помогает строить и жить" и вообще имеет в нашей жизни очень важное значение. Именно песни принято называть обобщенно "музыкой", хотя такая аналогия не совсем верна. Музыка со словами дает самую сильную эмоционально-рациональную смесь, поэтому их любят все. Как и любой эмоциональный носитель, песня не содержит ничего рационального и полезного, и ценность всего музыкального эфира именно в эмоциональной составляющей.

Сейчас песни сопровождают нашу жизнь практически параллельно, и произвести "музыкальный отдых", хотя бы для исследования - стало практически невозможно. Всегда где-то будет играть радио, что-то передадут по телевизору. Поэтому проследить и сопоставить важность музыки для нашего эмоционального состояния теперь практически нереально.

Но некоторым из нас удалось застать то время, когда музыки было совсем мало, и мы можем сравнить эмоциональное состояние с музыкой и без нее. Это что-то очень близкое к состоянию голода, который внезапно удалось утолить, хотя бы частично. И хотя "музыкальный голод" в целом не осознавался как лишение чего-то важного, но случайно услышанная мелодия могла оказать очень сильное эмоциональное влияние и фурор, который мог длиться несколько дней.

Это то самое советское время, когда еще не было ФМ-радио, а по телевизору передавали симфоническую музыку и "песни народов СССР". Магнитофоны тогда были, но только у людей самостоятельных, к которым я в то время не относился. Но и чтобы собрать коллекцию хорошей музыки, необходимо было не только тратить много времени и денег, но и иметь определенные связи. Были пластинки, которые доставались "по блату", или продавались "в нагрузку" с какой-нибудь кучей хлама, типа "песни советской милиции". Пустые кассеты были в большом дефиците и стоили прилично. Из доступных музыкальных ресурсов был еще "голубой огонек" в Новый год из-за которого Новогодний праздник ждали с большим энтузиазмом , а потом песня года (сохранившийся до сих пор бренд), но тогда это был как глоток свежего воздуха, которого все ждали.. Впрочем из 3-х часов эфира 2,5 занимали разные "идеологические и патриотические" песни, и только в последние полчаса пускали что-то действительно для души.

Была еще "Утренняя почта" по воскресеньям. Впрочем это была скорее отдушина для поклонников Челентанно, коим я не являлся, поэтому и не понимал, почему передача пользуется такой популярностью. Хотя сейчас можно с уверенностью сказать, что сам ведущий симпатизировал этому артисту, и копировал его стиль. Но и там было хорошо заметно, что итальянский вектор сильно "бодяжится" различными второсортными продуктами и "нагрузками".. Была еще передача по радио "В рабочий полдень", где выполнялись заявки слушателей, и время от времени можно было услышать что-то приятное.

Вот собственно и весь музыкальный ассортимент, который был доступен. При желании можно было, конечно, найти еще какие-то источники. Но на все это надо тратить врямя, и в лучшем случае послушать хорошую песню одноразово. В все остальное время проходило "на голодном пайке", и в этом состоянии находилось большинство населения. Многие слышали выражение о "парне с магнитофоном, с котором пойдет любая девушка" - это совсем недалеко от истины, потому что "голод" в этой нише был колоссальный, и музыка его утоляла. И под действием музыки люди попадали под сильнейший разгон.

До сих пор крутят песню "Миража" - "Музыка нас связала". Сейчас это воспринимается как просто ритмичная песня, но в то время когда она вышла - она была скорее "принципом жизни" - музыки действительно не хватало, и эта песня как раз об этом. Кстати, именно "Мираж" похоже на то, что первыми пробили эту "музыкальную блокаду" и выплеснули в эфир те эмоции, которые неосознанно крутились у миллионов людей. Причем выплесныли без всякой злости, вызова и агрессии. В отличие от тех же "легенд" рок-андеграунда, изображающих из себя притесняемых страдальцев..

Но вернемся к теме.

Песни создают сильный эмоционально-смысловой ритм, но при этом обладают существенным недостатком: музыку и слова не всегда можно связать, и это неизменно создает конфликт. Обычно в современных песнях на главное место ставится музыка, а слова "подгоняются" почти беспорядочно, чтобы только создавали нужный образ. Попробуйте записать или набрать на компьютере текст песни, которая вам понравилась целиком (не отрывок, который нравится) и проанализировать его рациональной логикой. Скорее всего спокойно это сделать не получится из-за той несуразности, которая присутствует в тексте - будет передергивать. Можно усилить эффект и представить себя на месте автора, который его написал, а потом представил на суд миллионов людей. Этот прием может отбить охоту впредь слушать эту песню с удовольствием.

Но несуразность текста как правило не замечается. Даже если вы укажете на сомнительный фрагмент текста какому-то поклоннику и предложите "обсудить детали", от вас скорее всего отмахнутся. Очень уж не хочется людям "отвергать" свое эмоциональное состояние, созданное ритмом песни. Но и доказывать кому-то что-то лишний раз не стоит, за исключением тех случаев, когда какой-то ярый "поклонник" навязчиво пытается "приобщить" вас к своей любимой песне, или включает ее постоянно и громко, а она вам совсем не интересна - тогда можно действительно сухой логикой испортить ему "аппетит". Без надобности этим пользоваться необязательно. Впрочем в песнях иногда встречаются исключение, но - это редкость, обычно такие песни бывают с незамысловатой мелодией, но сильными словами: романсы, бардовские песни..

И если сознание предпочитает не замечать несуразностей, то подсознание их различает сразу. И это сопровождается некоторым неуловимым дискомфортом. У людей, подсознательный блокировочный порог которых "отодвинут", есть шанс стать артистами, юмористами и просто хорошими компанейскими собеседниками. Но за все приходится платить, в данном случае плата будет состоять в блокировке интуиции. И тут даже сложно сказать, плюс это или минус..

Другой вариант передачи эмоций с помощью слов и некого заданного ритма являются шутки. Задача любой шутки: передать эмоциональную гамму какого-то рационального процесса. Хорошая шутка всегда обнажает эмоциональную суть рационального процесса, и для нас это оказывается так актуально, что рациональный смысл при этом отходит на второй план. Это еще одно косвенное доказательство того, что эмоциональная сторона жизни нам ближе и интереснее, чем рациональная подоплека.

Противоположную шуткам эмоциональную функцию выполняют "лозунги" и всевозможные агитации. С помощью лозунгов эмоции захватываются и перефокусируются таким образом, чтобы "упереть" человека в какую-то рациональную проблему, которую ему необходимо разрешить, и тогда все якобы станет замечательно. В современном обществе такой "упирающейся проблемой" обычно фокусируется необходимость что-то купить, или за кого-то проголосовать, и с наглядной демонстрацией этого приема, я думаю, ни у кого не возникало проблем - достаточно посмотреть любую рекламу..

Действие шуток очень похоже на рассеивающую линзу, которая как бы расфокусирует рациональную проблему и делает ее не такой острой и насущной. Агитации, лозунги и реклама, наоборот, выполняют функцию собирающей линзы: те эмоции, которые совсем не имеют отношения к проблеме с помощью лозунгов и агатаций перенаправляются так, чтобы "упереться" в какую-то проблему, которую необходимо решить манипулятору. Только вместо света в данном случае собираются и рассеиваются эмоции других людей, и этот процесс вовсе не метафоричен, а вполне реален.

Понятно что шутки и лозунги используются для профессиональных манипуляций в комплексе. С помощью шуток стараются отвлечь человека от настоящей проблемы, которая может его беспокоить, сделав эту проблему менее насущной, а с помощью лозунгов перенаправляют его эмоции к совершенно другой проблеме. Понаблюдайте с этой позиции за линией поведения матерого продавца, и весь арсенал из комбинации шуток и лозунгов будет нагляден..

Самое интересное дальше. Шутками и лозунгами, ритмами и песнями человек стремится "обработать" себя сам, и делает это непрерывно во время так называемого внутреннего монолога. Хочется сгладить шуткой какую-то неприятность, и подбодрить себя лозунгом, чтобы создать дополнительную мотивацию и поставить цель. И такая "самообработка" занимает почти все время бодрствования. Мы бываем относительно счастливы, когда есть несколько вариантов шуток, с помощью которых можно "рассеять" неприятную проблему, или в наличие есть лозунги, которые позволяют сфокусироваться на каком-то "смысле жизни". Люди которым это сделать удается выглядят вполне состоявшимися и реализовавшимися в жизни, и то на внутренний монолог тратится много энергии, обычно никого не смущает. Хуже когда подходящих лозунгов и шуток и ритмов не находится, когда лозунги для самомотивации отдают фальшью, шутки не способны рассеять проблемы, и от этого получаются "с привкусом грусти", а заезженные ритмы не вдохновляют..

Другая проблема заключается в том, что шутки и лозунги и ритмы быстро теряют любой эффект, если они не поддерживаются другими людьми. Можно и самого себя поддерживать шуткой и мотивировать лозунгом, или какой-то мелодией и песенкой, но эффект от этого будет кратковременным. А если "поделиться" шуткой с друзьями, а лозунг "двинуть" где-то в многочисленной толпе и при этом получив адекватный отклик, то такие шутки и лозунги станут "сильными" и их запаса хватит, чтобы удовлетворить эмоциональные потребности на несколько дней. Причем эмоциональные потребности удовлетворит и сам автор, и "зрители", и этот процесс взаимовыгодный. Этим и обусловлена сильная тяга к общению, своего рода "круговая порука": мы смеемся над чужими шутками, даже если они не очень смешны, и проникаемся лозунгами, когда они нам не сильно интересны из чистой солидарности, и в надежде на взаимность в оказании эмоциональной поддержки..

Возможно кому-то покажется, что я преувеличиваю, и на деле все обстоит менее драматично, чем непрерывная самоманипуляция с помощью внутреннего монолога - это не так. Возьмите обычный рабочий день, когда зазвонил будильник и надо подниматься. Чтобы сделать это необходим лозунг, типа "надо!", если "надо!" оказалось неубедительно, нужно подыскать еще какой-то лозунг-страшилку, который обычно "заготавливается" с вечера, затем можно "приправить" этот лозунг какой-то веселой шуткой, чтобы не было так обидно, для этого можно включить телевизор и попробовать подбодриться музыкой, передачей, новостями. Если на работе есть какие-то интересные планы, перспективы, встречи, то подниматься будет проще, если же ничего такого нет, то нужно затратить гораздо больше сил, сильнее напрячь воображение. Чем более трудоемким окажется подъем, тем сильнее будет усталость..

Та же последовательность действий будет более удобной и менее энергозатратной, если есть партнер, который может поддержать шутку или придумать лозунг и задать ритм. Никакого рационального смысла в этом нет, лозунги и шутки могут быть совершенно глупыми и бесцельными, но энергии на повседневные действия будет расходуется гораздо меньше. Будет это утренний подъем на работу, или сама работа, или возвращение с работы домой.. И наоборот, при потере партнера - теряется мотивация, и на самые обычные действия, расходуется гораздо больше энергии. Особенно ощущается переходный контраст, который бывает после ссоры - можно это сравнить с тем, что каждое действие делается с привязанными к рукам и ногам гирями. Даже если партнер "фокусировал" эмоции не так как нам хотелось, и возможно делал это назло. Но когда эмоции совсем перестают фокусироваться, нагрузка многократно усиливается. Именно по этой причине, многие люди в такие моменты бывают согласны возобновить отношения, даже на самых неудобных условиях, на уровне "подачек", чтобы только снизить эту эмоциональную нагрузку, хотя бы на время..


Все приведенные примеры - это как бы невидимая сторона жизни, хотя мы сталкиваемся с ней каждый день, тратим очень много энергии и времени для ее поддержания, если не сказать больше: почти все свободное время без выходных и праздников и силу тратим только на эту сторону жизни. И это происходит постоянно на всем протяжении истории человечества. Поэтому может показаться странным тот факт, что эта сторона жизни не была изучена вдоль и поперек как важнейшая составная часть жизни. Версия, что кто-то умышленно мешает и уводит в сторону - довольно нелепа. Можно помешать один раз и увести в сторону в другой - это создаст только отсрочку по времени. А уводить и мешать постоянно не сможет ни одна сила.

Проблема заключается в том, что изучая эмоциональную сторону жизни, мы теряем возможность получать эмоции от изучаемого процесса. Например, когда мы пытаемся изучить механизм любви, мы теряем возможность получать любовные впечатления, когда изучаем механизм общения - теряем возможность получать удовольствия от невинной и бессмысленной болтовни. Когда пытаемся оценить состав и рецепт пищи, то лишаем себя удовольствия непринужденно наслаждаться ее вкусом. И т.д.

Но если от гурманских пристрастий очень многие люди могут отказаться, предпочитая вместо этого все взвесить, рассудить и понять. Эти люди могут стать выдающимися кулинарами, умеющие комбинировать продуктами, чувствуя их свойства на алхимическом уровне. Но сами они эмоционального удовольствия от гурманства получать не смогут. Они даже не могут себе этого позволить. И таких люде достаточно много.

Отказаться от общения ради исследования могут еще меньше людей. С людьми, которые нам неинтересны мы можем это сделать легко. Но когда нас захватывает перспективное и интересное общение, мы поглощаемся в него целиком, даже боясь думать о том, чтобы изучать этот момент, дабы не испортить приятные впечатления.

Ну и, наконец, любовные отношения мы почти не способны воспринимать объективно. Когда наступает благоприятный момент, мы полностью им поглощаемся, стремясь компенсировать свои эмоциональные потребности и забыв обо всем остальном. Мы настолько заняты этим процессом, что посмотреть "на источник" и что-то попытаться понять нам просто некогда. Все время уходит на реализацию эмоциональных потребностей. Чем сильнее любовь, тем меньше шансов.

Исключениями могут стать только неудачные любовные отношения, когда происходит много "осечек" и все складывается не так как нам хочется. Только тогда мы начинаем пытаться разобраться в происходящем. И то эти попытки выглядят очень предвзятыми, мы постоянно стремимся пойти на компромисс со своими эмоциональными желаниями: заметить, то что создает проблемы, и как можно меньше влезать в те аспекты, которые нас более-менее удовлетворяют. Это и создает "кривое зеркало" всех без исключения любовных отношений - мы не можем посмотреть на них объективно, потому как после этого они перестанут служить источником столь важных для нас эмоций.

Получается довольно странная, и в то же время известная всем ситуация. Приобрести опыт, мудрость и понимание глубинных эмоциональных процессов можно только одним способом: сознательным отказом от "потребления" определенного вида эмоций. Чем "глубже" и важнее отказ, тем глубже понимание эмоциональных процессов. Например от "конфетки" могут отказаться все, если к этому располагает ситуация. Но и опыта от такого отказа приобретается минимум. А вот отказаться от романтических перспектив добровольно не станет никто, если только обстоятельства не вынудят к такому отказу, как к неизбежному повороту событий. Можно привести в пример известное изречение: повезет в любви - будешь счастлив, не повезет - можешь приобрести мудрость. И при мы подчеркиваем, что никаким другим способом, кроме отказа от любви мудрость и опыт не приобретается.

И не стоит считать "отказ от любви" за преступление - это не так. Потому что "потолка" у такого отказа нет, и отказавшись от какого-то одного "эмоционального угощения" мы всегда находим что-то другое, более важное, от чего уже никак не можем отказаться. И этот эволюционный процесс идет непрерывно. Мы ведь отказываемся от "конфетки", если видим, что нам дают ее с подвохом, и при этом не чувствуем что мы что-то предали. Точно также можно отказаться от романтики, если мы заметили в ней подвох.

Правда и с отказами есть свои особенности. Это когда человека "накрывает любовью с головой", что он этому ничего не может противопоставить. Отказ и закрытие канала может произойти только по какой-то программе извне, например, после чтения рассылки или совету друзей, подражая героям фильмов и пр.. В этом случае отказ себя не оправдывает, человека все равно будет "тянуть", потому что эмоциональный "бонус" выше того уровня от чего он может отказаться. И при этом отношения могут быть невыносимыми, состоящие в основном из "подачек" и эмоционального негатива. И отказ в этом случае не сработает, и вместо оптимистичного "найдешь себе лучше", происходит втягивание в отношения, подобно рыбе запутавшейся в сети..

Решается эта проблема с помощью жертвы, которую нужно сделать вместе с отказом. Для того, чтобы приобретенная извне противодействующая программа сработала, в нее нужно вложить дополнительную энергию. Именно для этой цели приведена ссылка в конце выпуска, которой может воспользоваться каждый желающий. Это необходимое условие для тех отношений, отказаться от которых человек самостоятельно не может, а продолжать отношения нет никакого рационального смысла. Конечно жертва может быть сделана и в другом виде, и другим способом. Но в данном случае она обязательна.

Ну и пока на этом все. Всем удачи!

You have no rights to post comments