В прошлом выпуске мы остановились на мотивации. По большому счету, именно мотивация определяет сценарий судьбы каждого человека, а вовсе не сознание, как это принято считать.

В сценарии судьбы иногда встречаются принципиальные "узловые точки" в которых мы как бы выбираем один из нескольких вариантов развития событий. Например, выбирая партнера для серьезных отношений, или вуз для учебы, соглашаясь перейти на новую работу и т.д. Казалось бы, что свой выбор мы делаем сознательно, руководствуясь определенными приоритетами "за" и "против", и выбирая самый оптимальный вариант из имеющихся. Но это совсем не так, по такому принципу может работать компьютер, но не человек. Люди же выбирают тот вариант, который оказывается привлекательнее с точки зрения их мотивации. У каждого человека мотивация оказывается предрасположена к определенному "ритму" жизни, и,  соответственно, в узловых точках он будет выбирать тот вариант, который больше всего соответствует критериям его мотивации. Т.е. можно сказать, что выбор в подобных "узловых точках судьбы" делает не сам человек (с помощью анализа и сознания), а его мотивация, делая это как бы сама по себе.. Что касается сознания, то оно в большинстве случаев никакого влияния на выбор в узловых точках судьбы не оказывает, и единственное, что сознание в этом случае делает - это аргументирует и обосновывает тот выбор, который человек уже сделал, руководствуясь мотивацией, притягивая порой такую аргументацию буквально "за уши".. Примеры как сознание может оправдывать даже самые абсурдные мотивационные побуждения, я думаю, приводить не нужно, каждый человек с этим сталкивался непосредственно в своем личном опыте.

Как мы отметили в прошлом выпуске, мотивация не может браться с потолка, высасываться из пальца, возникать в результате применения мантр, или других продвинутых сознательных техник. Необходимым условием для возникновения мотивации будет изменение связей 1-го или 2-го рода. Например, если у кого-то на работе захотят уменьшить зарплату в 2 раза, у многих это сразу создаст дополнительную мотивацию, чтобы попытаться найти новую работу. Или наоборот, если зарплату на работе увеличат - это создаст мотивацию к профессиональному росту, более серьезному и ответственному отношению к работе и т.п. Естественно это будет только короткий по времени всплеск мотивации, после чего все снова "устаканится" и вернется на круги своя, но иногда даже такого недолгого всплеска оказывается достаточно, чтобы в судьбе и карьере человека успели произойти необратимые перемены. Если же никаких изменений не происходит, то и мотивации, достаточной для того, чтобы внести какие-то изменения в судьбу будет недостаточно, и все будет идти так, как шло обычно.

В рассмотренном примере инициатива по изменению связей исходит со стороны работодателя, и от нашего сознательного решения тут почти ничего не зависит. Теоретически мы бы могли изменить имеющиеся связи самостоятельно, не дожидаясь, пока чья-то твердая рука извне отвесит пинка, или чья-то мягкая рука принесет "пряников" на блюдечке с цветной каемочкой, тем самым создав в нас новую мотивацию. Но для того, чтобы мы сами решились на такое изменение и пересмотр связей - нужна дополнительная мотивация. И таким образом, круг замыкается: для того, чтобы пересмотреть имеющиеся связи и создать дополнительную мотивацию - нужна мотивация..

Это и дает основания говорить о судьбе, как о совокупности эмоциональных связей, находясь в которой, у человека не возникает мотивации менять существующий расклад серьезным и радикальным образом. Могут быть недовольства, претензии, ворчания и замечания, но все они даже в совокупности не потянут на "революционную ситуацию". Несмотря на все эти проблемы, человек живет, и где-то в глубине души остается доволен своей жизнью. И брать мотивацию для изменения бывает просто негде..

Но есть и другая сторона этой т.наз. медали. В жизни случается много ситуаций, когда отсутствие нужной мотивации оказывается критическим. В какие-то моменты нам может всего чуть-чуть не хватить смелости и решительности. Или наоборот, немного не хватить выдержки и хладнокровия. Достаточно было бы отыскать дополнительную "каплю" мотивации, и ситуация из этой узловой точки судьбы стала бы развиваться совсем по-другому сценарию. И таких эпизодов в жизни бывает очень много..

Есть и другие ситуации. Например, один человек сильно "любит", настолько, что у него отсутствует мотивация не то, что пойти на разрыв, а даже помыслить о таком разрыве. Шансов отказаться от таких отношений практически нет, а если их продолжать - это неминуемо приведет к эмоциональной деградации или психической болезни в течение нескольких лет. Другого выхода как сопротивляться этому "раскладу судьбы" всеми доступными способами, и отыскивать для этого мотивацию там, где это только возможно, любыми правдами и неправдами, я не вижу. На мой взгляд, никакие моральные, этические или религиозные принципы в этом случае не должны ограничивать. Можно придерживаться каких-то принципов, когда ситуация в целом под контролем, и мы готовы принять даже самый худший ее сценарий. Но когда речь идет о возможной психологической деградации, то подобные принципы просто неуместны. Такая деградация - даже хуже смерти, и если смерть переживается только один раз, то деградация может длиться годами, вызывая все это время чувство брезгливой жалости у окружающих. Поэтому никаких общественных компромиссов тут быть не может. И это как раз тот случай, когда с судьбой можно и нужно "бороться" любыми доступными способами.

Но не рекомендуется использовать приемы по сознательному усилению мотивации и для изменения "сценария судьбы" без крайней необходимости, если ситуация не является критической. Например, чтобы сделать жизнь более "яркой", красивой, добиться успехов в карьере, заработать много денег и даже создать семью с любимым человеком. Если и пробуете, то воспринимайте это как игру, в которую можно выиграть, а можно проиграть. Не следует увлекаться и "выдавливать" мотивацию, невзирая на то, что она "почти не выдавливается" - это способно сломать хрупкую психику. Большинство людей получают психические расстройства именно по этой причине: они чрезмерно сильно стараются себя "смотивировать". Особенно часто такие клиенты встречаются среди адептов сект, "продвинутых духовных учений", сетевого маркетинга и даже профессиональных психологов. Не нужно насиловать свою судьбу сознательными программами, какими бы радужными они не казались. Единственное исключение, мы уже отметили - это тот случай, если в сценарии судьбы намечается неотвратимая катастрофа, ведущая к деградации личности.


 

В первую очередь отметим, что существуют определенные универсальные законы, согласно которым энергия мотивации проявляется в нашей жизни. И несмотря на то, что мы не можем оказывать сознательного влияния непосредственно на энергию мотивации, но мы можем воздействовать на условия ее проявления, и тем самым добиться ее появления в желаемом месте.. Вариант конечно не очень конкретный, но другого по работе с мотивацией, судя по всему, никогда не будет.

Одним из таких условий проявления мотивации будет аналог закона сохранения энергии. Чтобы мотивация появилась в одном месте, она должна быть откуда-то взята. А взять ее можно разорвав что-то из множества связей 1-го и 2-го рода, разновидности которых мы рассматривали в прошлом выпуске. И только после этого освободившаяся мотивация может быть использована по сознательному назначению.

Но любое сознательное ограничение какой-то из связей - это всегда жертва. А следовательно, необходимым условием для того чтобы направленно усилить какую-то нужную нам мотивацию - является жертва. Сделать это без жертвы - никак не получится.

Но пусть читателей не пугает несколько мрачноватый оттенок слова "жертва", на самом деле все не так страшно. Подобные жертвы окружают нас везде и повсеместно. Приведу несколько примеров.

Существует такая почти что народная мудрость: кто рано встает.. у того все хорошо получается (где-то так). Казалось бы, ну какая в этом логика, и какое отношение имеет то, во сколько мы встанем, к тому, что у нас получится. А все дело в том, что ранний подъем - это одна из разновидностей жертвы. Мы жертвуем своей естественной эмоциональной потребностью - выспаться вдоволь, и взамен получаем дополнительную мотивацию, которая и позволяет нам более успешно решать текущие дела. Не было бы этой небольшой жертвы, и не появилась бы дополнительная мотивация, мы бы выспались, и, вполне возможно, не решили бы другие свои проблемы - для этого могло совсем чуть-чуть не хватить мотивации.. Вот мы сразу вышли на один из самых простых и действенных способов повышения мотивации - вставать пораньше. Конечно, такой вариант не дает нам никаких гарантий, что встав рано, мы обязательно решим все проблемы, которые наметили. Но вероятность успеха существенно возрастет.

Жертва может быть как добровольной, или принудительной, или даже совмещающей оба варианта. Но большой разницы между ними нет, поскольку в любом из этих случаев жертва освобождает дополнительную мотивацию. Например, когда мы учились в школе, то скорее всего на уроки нас поднимали утром родители. Плюс к этому школьные учителя организовывали дополнительную жертву, вынуждая нас учить уроки, готовиться к контрольным и т.п. вместо естественной эмоциональной потребности детей: прыгать, скакать друг на друге, и все ломать.. И если бы не было всей этой совокупности жертв, то мы бы просто ничему не научились, вряд ли даже у самого способного школьника хватило бы собственной мотивации, чтобы выучить хотя бы таблицу умножения..

Еще одним очень распространенным способом освобождения мотивации является метод растождествления. И он тоже оказывается напрямую связан с механизмом жертвы. Например, если мы захотели заняться спортом, то для этого нам необходимо освободить энергию мотивации, и лучше всего будет ее взять из тех связей, которые противоположны занятию спортом, например, курению, ночному образу жизни, возможно даже придется растождествиться с определенным кругом знакомых, которые являлись "проводниками" этих несовместимых со спортом связей. В итоге процесс может зайти достаточно глубоко, и связей противоречащих нашей устремленности к спорту может оказаться достаточно много, и отказ от любой из них будет являться маленькой жертвой. Если же не делать никакого растождествления, а просто "заставить себя" тренироваться усилием воли, то это приведет к внутреннему конфликту, в результате которого человек сочтет за благо отказаться от новой "спортивной" связи и вернуться в привычное русло жизни. Если же человек и дальше будет проявлять упорство, то это приведет к тому, что в жертву "сама принесется" связь, которая окажется наиболее слабой. И она может оказаться в самом неожиданном месте, это может быть семья, работа, здоровье..

Даже в таком пустяковом на первый взгляд новшестве, как занятие спортом, можно "наломать дров", если начать давить волевым усилием. Поэтому я и рекомендую не злоупотреблять сознательным давлением, по крайней мере, если те изменения, которых вы хотите добиться не являются критически важными. Кто-то может возразить, сказав, что все это излишняя предосторожность, а ресурсы организма и психики довольно прочны, и легко справятся с подобной мелочью. Да, это было бы так, только в том случае, если бы к нам без приглашения явился злой прапорщик с дубиной и заставил тренироваться. В этом случае и организм и психика быстро бы сконцентрировались в нужную сторону и оптимизировали дестабилизацию. Но если мы сами, изнутри, подвергаем себя перегрузкам - в этом случае организм и психика оказываются очень уязвимы и беззащитны. Уж не знаю почему, но человек устроен так, что с большой прочностью может выполнять только внешние команды, а на "автономном управлении" очень быстро выходит из строя - это один из малоизученных подводных камней.. Поэтому будьте осторожны.

В состоянии влюбленности человек концентрирует огромное количество мотивации в связь с любимым партнером, а если быть точными, с виртуальным медиа-образом этого партнера. Эта связь может поглощать в себя даже ту мотивацию, которая используется на внутренние нужды организма, например, пищеварение - известно, что у влюбленных пропадает аппетит и в пищеварении происходит застой.. Если в этот момент удается сделать растождествление, и направить хотя бы часть этой "любовной" мотивационной энергии в рациональное русло - с ее помощью можно было бы двигать горы и добиваться выдающихся результатов. К тому же, чрезмерная концентрация мотивационной энергии вредит в первую очередь самим отношениям. Когда партнер замечает, что на связь с ним направлено такое большое количество мотивационной энергии - это вызывает у него пренебрежение и брезгливость. Вообще, если говорить честно, то любой влюбленный выглядит жалко, и шансы, что его любимый, глядя на него воспылает к нему такими же самыми ответными любовными чувствами - однозначно равны нулю.

Поэтому, если такому влюбленному удастся сделать растождествление со своим любимым - этим он убивает сразу двух зайцев. Во-первых, выведя лишнюю мотивационную энергию из "любовного канала" он улучшит отношение партнера к себе, партнер, сам того не осознавая, начнет относиться к нему с большим уважением и перестанет смотреть как на помятое полотенце, о которое можно вытирать все что захочется. Во-вторых, освободившуюся мотивацию можно будет направить в рациональное русло (в учебу, карьеру, или тот же спорт), имея все шансы добиться в этих сферах значительных успехов.

Если отношения еще не перешли в стадию истерик, выяснения отношений и унижений - есть шанс добиться сразу двух целей. Если же "разборки" уже имели место, то увы, адекватно рассчитывать можно только на второй вариант. Скорее всего у партнера уже сложилось негативное впечатление, и чрезмерная влюбленность в него будет вызывать у него отторжение еще долгое время, коротким растождествлением это вряд ли удастся "загладить".. Может отношения еще и состоятся, но для этого нужно продолжительное время.. Но тем не менее, если не повезло в любви, пусть повезет хоть в других сферах жизни.. И дело тут даже не в "везении", просто неудачная любовная связь освобождает дополнительную мотивация, и грех не воспользоваться этим моментом..

В данном случае тоже присутствует эмоциональная жертва. На этот раз в жертву приносятся отношения. Не полностью, а наиболее яркая, привлекательная и в то же время самая вредная часть отношений - романтика. Пожертвовав романтикой можно освободить мотивацию и добиться множества успехов как в личной, так и в общественной жизни..

Вообще, жертвы встречаются в нашей жизни повсеместно, мы к ним привыкли и воспринимаем их как нечто само собой разумеющееся. Есть поговорка: "Без труда не вытащишь рыбку из пруда" - в ней говорится о необходимости жертвы. Данная поговорка вызывает обычно у человека легкое чувство печали, но мало кто станет с ней спорить.. Чтобы научиться ловить рыбу - необходимо принести жертву в виде времени, усилий, ну и самое главное, той эмоциональной энергии, которую мы потратим, пока будем учиться "ловить рыбу".. Более того, люди чувствуют работу механизма жертвы на уровне подсознания, и стремятся следить за тем, чтобы остальные его не нарушали. Например, если мы увидим, что кто-то "поймал рыбу", не пожертвовав для этого достаточное (на наш взгляд) количество энергии - это вызовет у нас волну "праведного гнева", и мы постараемся сделать все возможное, чтобы этот человек "причитающуюся" жертву все-таки заплатил, например, создадим ему какие-то проблемы, решение которых потребует дополнительных затрат энергии. И если мы убедимся, что "положенная" жертва заплачена - с чувством выполненного долга успокоимся и отправимся искать новые "несправедливости" и бороться уже с ними.

Кстати, данная модель целиком раскрывает природу человеческой зависти. Все знают о зависти и в той или иной мере ощущают ее в себе, но понять и объяснить откуда она происходит и чем вызвано ее проявление - мало кто способен. Используя модель жертвы, нам удалось это сделать достаточно легко, мимоходом отвлекшись от основной темы..

Каждый человек "примеряет" жертвы на их соответствие достигнутым успехам не только к другим людям, но и к себе. Наверно, у каждого было ощущение, что научиться чему-то, или решить какую-то задачу - будет очень трудно. Не невозможно, а именно трудно. Что достижение поставленной задачи займет много времени, сил и эмоциональной энергии, другими словами, - большой жертвы. И действительно, браться за подобную задачу бывает нецелесообразно, результат не всегда стоит затраченных эмоциональных жертв. И если такое интуитивное ощущение возникает, то оно достаточно редко бывает обманчивым.

Или другой случай, нередко происходит так, что мы по ошибке получаем то, чего получить были не должны, и тогда некий внутренний голос требует сделать что-то одно из двух: не брать, или "заплатить". К деньгам и материальным ценностям, связанными с ними, это относится не так сильно, например, многие люди, если на них незаслуженно свалятся деньги, не будут колебаться ни секунды и быстро их присвоят. Но даже в этом случае какая-то совесть внутри все равно будет "скрести", что есть в этом что-то неправильное. Есть даже такая примета, что если присвоить себе чужие деньги, они не принесут ничего хорошего и в лучшем случае просто "уйдут" - именно таким образом подсознание стремится "восстановить справедливость". Ну если же дело касается чего-то нематериального, то даже алчные люди не будут претендовать на то, чтобы присвоить это себе, без соответствующей жертвы. Мало кто, например, станет брать себе звание или тутул, которому он даже отдаленно не соответствует. Ну или более простой пример, допустим мы сели сыграть в игру, а игра нам "поддалась", убрав все препятствия и засчитав все бонусы - мало кому такой вариант понравится. Куда больше человеку понравится, если он будет тратить время и внимание, действуя на пределе своих возможностей, и только тогда выигрыш принесет реальное удовлетворение. Все это и есть прямое проявление работы "механизма жертвы", который мы применяем сами к себе..

Когда мы учимся чему-то новому, у одних людей это получается быстрее, у других - не очень, у третьих совсем туго. И это зависит вовсе не от конфигурации мозга ли формы рук, а от умения "правильно" сделать жертву. Это не так просто объяснить, проще убедиться в этом самостоятельно, проведя небольшой опыт.

Попробуйте взять любой учебник или самоучитель и попытаться научиться по нему чему-то новому. Что больше нравится, это может быть учебник по математике, языку программирования, иностранному языку, единственное условие, чтобы материал был "теоретическим". Можно поэкспериментировать и с практикой, но на это уйдет больше времени, а наша задача здесь не научиться, а проверить работу механизма жертвы. И начинайте читать с того раздела, в котором вы ничего не понимаете. И следите за процессом расхода внимания. Сначала внимание будет вообще проходить "мимо" даже не фокусируясь на изучаемом предмете, потом потихоньку начнет "зацеплять" отдельные фрагменты и разрозненные образы. Этот момент будет сопровождаться какими-то эмоциональными ощущениями, они могут быть достаточно неприятными. В этом момент вы можете почувствовать личность автора, получить кое-какие представления о его внутренним мире, и если они не будут соответствовать вашим - ощущения будут неприятными. Переживание таких ощущений - это уже начало жертвы, вы уже преодолеваете эмоциональный дискомфорт, чтобы глубже вникнуть в содержание, и все это обязательно "зачтется". А затем произойдет резкое поглощение внимания, как будто вам удалось пробить корку льда и добраться до воды, и даже соответствующая "инерция" будет наблюдаться. Вот это и будет моментом непосредственной жертвы, после которой тот материал, что вы читали начнет приобретать связанные контуры. И хотя это произойдет не сразу, нужно какое-то время, чтобы полученная информация "переварилась" и упорядочилась, но для того чтобы этот процесс запустился - обязательно нужна "жертва". Думаю, 15 минутной концентрации внимания будет достаточно, чтобы вы могли получить представления об до этого неизвестной для вас области. "Приобретением знания" такой процесс назвать нельзя, та информация которую удастся "схватить" таким образом, скорее всего будет поверхностна и непригодна для практических целей. Но для того, чтобы проверить работу механизма жертвы, этого будет достаточно..

Вообще, хороший автор или педагог всегда стараются заострить внимание ученика на тех моментах, где и как необходимо делать жертву (на более цивилизованном языке: на что обратить внимание, что в нашем случае означает одно и тоже), и таким образом он как бы "ведет" ученика. Но "жертву" ученик, естественно, должен делать только сам..

Ошибки, которые мы допускаем, являются своеобразной "валютой", которой человек "оплачивает" свои жертвы. И это в корне меняет всю традиционную "философию" ошибок. Например, многие учат, что не нужно расстраиваться и переживать, если мы допустили ошибку, а надо постараться от нее максимально отстраниться, "забить" и продолжать попытки дальше. На мой взгляд, это неправильно. Ошибки нужны как раз для того, чтобы мы "расстраивались и переживали", в результате чего и происходит "зачет жертвы". Если мы отстранимся от ошибки и постараемся не принимать ее "близко к сердцу", то вместо 1-2 ошибок мы допустим 10-20 ошибок, прежде чем у нас что-то получится - жертва все равно возьмет свое, только времени и попыток на это уйдет больше. Другое дело, что после допущенных ошибок не следует впадать в депрессию и истерию, бросаться в другую крайность. Следует помнить, что каждая ошибка "идет в зачет" и после определенной из суммы, мы все равно "перекроем жертву" и добьемся того, к чему стремились. Это одно из следствий принципа из эйфорического нуля..

Рассмотрим другие варианты, когда сделанная жертва может повысить мотивацию. Будем использовать тот же пример, когда мотивация нам нужна для занятий спортом (естественно каждый может подставить сюда свою мотивацию). Мы уже рассмотрели варианты с растождествлением, когда мотивация достигается за счет жертвы "романтики" в любовных отношениях, или жертвы связи с друзьями, которые в свою очередь обеспечивают связь с неспортивным образом жизни, и заменой их на "спортивные" связи.

Мы также можем записаться на платную тренировку и оплатить ее на месяц вперед. Не факт, что этого окажется достаточно, но в любом случае данная жертва (выраженная в виде денег, и ,как следствие, отказа от части эмоциональных потребностей, которые мы бы могли за эти деньги обеспечить)создаст дополнительную мотивацию. Как минимум мы попробует этот месяц туда походить.

Деньги, ввиду своей универсальности, являются одним из самых удобных способов жертвы, мы можем придать им практически любое эмоциональное содержание. Например, если мы купим какой-то учебник или самоучитель за несколько тыс. рублей, то вероятность, что мы его прочитаем и постараемся понять что там написано, будет гораздо выше, чем если бы мы бесплатно скачали эту книгу с Интернета. А если бы эту же книгу подарили нам на рекламной акции, мы бы сочли сам факт ее чтения за жертву с нашей стороны. Это будет одна и та же книга, но мотивация к ее чтению может отличаться с точностью до знака..

Таким же недостатком ввиду своей бесплатности относится к этой рассылке. Именно ее бесплатность очень сильно ограничивает мотивацию у читателей в исследовании тех вопросов, которые в рассылке затрагиваются. Но этот недостаток легко исправить, и у кого есть соответствующее желание - могут перейти по ссылке в конце выпуска. Это будет один из многих вариантов жертвы, и я не буду здесь сильно заострять на нем внимание. Хотя все же не удержусь и замечу, что авторы многих других рассылок, очень интенсивно именно на этом "заостряют внимание" в каждом выпуске по нескольку раз. А есть рассылки, где вообще, все содержание состоит из сплошного "заострения внимания" на необходимости сделать "правильную" жертву..

Еще меня иногда спрашивают. Есть ли разница между жертвой и благодарностью? Оказывается, благодарность человек выразить готов, а слово "жертва" ему просто не нравится. Никакой большой разницы в этом нет. Благодарность - это ничто иное, как потребность сделать адресную жертву. И собственно, вся разница заключается в слове "адресная". Так уж исторически повелось, что под словом "жертва" принято понимать что-то размытое и безадресное, хотя и непонятно почему все так решили. А если жертва адресная, то ее принято называть благодарностью. Вот и вся разница. Попутно можно отметить, что понятие "долг" тоже является вариантом жертвы, только жертва в виде долга вменяется обязанность..

Еще одним способом создать мотивацию для занятий спортом будет подключение окружающих. Например, мы можем объявить всем своим знакомым, что собираемся заняться спортом. Для усиления эффекта можем еще и пригласить их к нам присоединиться, если согласятся - это еще больше усилит нашу мотивацию. И если так поступить, то каждое взаимодействие с этим кругом людей будет создавать дополнительную мотивацию. Но за все надо платить. В данной ситуации в качестве жертвы выступает наш социальный авторитет - штука вроде абстрактная, но если мы несколько раз всем пообещаем и не выполним, окружающие могут изменить к нам свое отношение и каждый из них откажется обеспечивать нас дополнительной мотивацией. Если мы дадим такое обещание раз пять, то на шестой раз никто не пожелает нас слушать, и даже если мы будем на этот раз настроены очень решительно, то на небольшую поддержку со стороны этих знакомых - придется не рассчитывать. Наше занятия спортом это еще самый не критический случай, где потеря авторитета у окружающих будет доставлять неудобства. По большому счету, окружающим плевать, будем мы заниматься спортом, или бросим. А вот если мы несколько раз пообещаем и не выполним что-то такое, что напрямую затрагивает интересы наших знакомых - тут уж их обратная реакция будет ощущаться очень отчетливо, и мы ее обязательно почувствуем..

И последний пример, как можно усилить "спортивную" мотивацию - это отдать себя в безусловное подчинение какому-то "тренеру". В этом случае проблема с мотивацией полностью снимается, т.к. вся мотивация исходит извне, а других альтернатив просто нет. Случай скорее теоретический, в "цивилизованной" жизни такие варианты встречаются редко, единственный пример, который приходит в голову, где такая схема полноценно работает - это армия.

Многие люди очень хотели бы отдать себя в полное подчинение "хорошему человеку", который бы провел с ними такую основательную работу. Но проблема в том, что таких желающих брать кого-то под свою опеку оказывается на порядки меньше чем нуждающихся. И если такие и находятся, то делают они это тоже "не бесплатно", а с определенно выгодой для себя. В той же армии, к примеру, учат не только любить и защищать родину, а еще "копать от забора до обеда", строить дачу командиру или его друзьям, чистить плац зубной щеткой, хоронить окурок в яме глубиной 2 метра и бог весть что еще может прийти в голову находчивым прапорщикам. Но несмотря на все это армия оказывает колоссальное влияние как на мотивацию, так и на судьбу в целом. И наверно я не ошибусь, если скажу, что подобных аналогов конструктивного воздействия на судьбу - больше не существует.

Разумеется, что и здесь тоже имеет место жертва. В данном случае в жертву приносится свобода. Точнее, не сама свобода, а тот набор удовольствий и ощущений, которые мы привыкли понимать под этим словом. Жертва конечно же очень большая, но и результаты, которые она дает - оказываются очень значительными.


 

Чтобы сделать обзор "механизма жертвы" наиболее полным, не могу не упомянуть о т.наз. "традиционных" жертвоприношениях, о которых мы читали в исторических книгах с алтарями и кровью и пр., с чем-то подобным скорее всего у большинства людей и ассоциируется слово "жертва". Механизм у этих странных и темных ритуалов такой же самый, и их целью является освобождение мотивации.

Предположу, что ритуал приношение в жертву девственниц, о котором любят смаковать любители готики, предназначался для увеличения численности определенного народа. Принесенная в жертву девственница мотивировала других женщин наиболее качественно выполнять свое природное предназначение. А это не только родить больше детей, но еще и вырастить их, чтобы они не умерли от какой-то болезни, что в древности, где не было развитой медицины, могло произойти достаточно часто. Поскольку мотивация действует на подсознательном уровне, включающем разные "случайности",. А затем произойдет резкое поглощение внимания, как будто вам удалось пробить корку льда и добраться до воды, и даже font-size: medium; соответствующая то мотивация вызванная жертвоприношением вполне могла обеспечить среди существующего набора вероятностей, ту, где рожденные дети не подверглись бы смертельной болезни. Люди понимали, что это работает, и пользовались этим. Хотя не думаю, что это понимали простые крестьяне, но скорее всего, понимали жрецы, они и "скармливали" эту идею простым крестьянам под соусом религии..

Что-то мне также подсказывает, что основное понятие о жертвоприношениях многие люди почерпнули из древнегреческой легенды о Тесее и минотавре. Но и там жертва, скорее всего, была вызвана той же причиной: за счет жертв нескольких лучших представителей, создавалась мотивация у всех остальных - это одна сторона легенды; другая сторона - политическая, просто местные цари что-то между собой не поделили, и использовали данный ритуал в своих политических целях. Это совсем не ново, даже в нашем цивилизованном веке, демократы любят поговорить о том, как премьер пьет кровь младенцев. Дай им волю, они и не такую легенду сочинят!

В Риме был традиционный ритуал жертвовать "богам" самую лучшую пищу и вино. Здесь все вообще просто, целью такого ритуала была мотивация самого жертвующего в том, что голодное бедствие и перспектива остаться без вина не должны его коснуться. Сюда же относились жертвы "богам плодородия". Повторюсь, что мотивация работает на подсознательном уровне, достаточно ее просто создать, и она может повлиять на многие "случайности", вплоть до того, что в нужный момент может пойти дождь. Механизм работы подсознания почти не изучен, но основные тенденции были известны и использовались еще в древности.. Похожий ритуал сохранился до сих пор в среде кришнаидов, перед тем как съесть пишу, они "предлагают" ее Кришне. Механизм тот же самый: создание соответствующей мотивации..

Но самой главной в любых видах жертв всегда была эмоциональная составляющая. Жертвоваться в обязательном порядке должно что-то такое, что представляет для жертвующего наибольшую ценность. А никак не по принципу: на-ка тебе боже, что мне не гоже! Это хорошо показано в примере из Библии, где (с позволения сказать) бог, требует от Авраама принести в жертву своего сына, но как только тот все приготовил и настроил - остановил его. Мол, не надо крови, достаточно одного виртуального растождествления, я и так вижу что ты готов. После чего благословляет род Арваама как подобает..

Судя по всему, в современном человечестве что-то сильно поменялось, по сравнению с людьми древности, и жуткие для нас кровавые жертвоприношения уже не имеют того эффекта, который имели раньше. Лично я не могу даже представить ситуацию, чтобы "древний" вид жертвоприношений мог бы привести к эффективному формированию мотивации, необходимой в наших условиях. Куда большим эффектом обладают чисто "эмоциональные жертвоприношения", в которых в жертву приносится определенный сегмент эмоциональных потребностей. В современной цивилизации стало очень много эмоциональных потребностей, включая виртуальные. Человек просто не успевает "попробовать все", что ему доступно, потому что ему не хватает для этого мотивации, т.к. вся доступная мотивация оказывается "растаскана" по множеству потребностей. И это дает огромный простор для использования "механизма жертвы". Всегда можно найти "менее приоритетную" эмоциональную потребность, растождествиться с ней, а освободившуюся мотивацию направить для реализации более важной потребности.


Ну вот и почти все на сегодня. Можно сделать резюме, которое в отличие от основной части, окажется очень коротким.

Увеличить уровень свободной мотивации можно только (добровольным или принудительным) принесением в жертву (растождествлением), на время или навсегда, с какой-то определенной частью связей, через которые мы реализуем свои эмоциональные потребности. Освобожденная мотивация перейдет в "свободную" форму, и может быть использована нами по сознательному назначению.

Можно ли увеличить свободную мотивацию без использование жертв? Судя по всему нет, и таких способов в природе не существует. Вся мотивация, которая есть у нас в наличии, полностью бывает задействована в существующих связях, и взять ее можно только разрушив какие-то связи. Если кто-то надеется найти более "совершенную" технику повышения мотивации, то скорее всего первое что предложит такая техника - это (в лучшем случае) растождествиться с частью существующих связей; в худшем случае инструктор сам покажет пальцем на определенные связи и потребует их убрать.. Вот и весь расклад, думаю, что для возможных спекуляций на тему "а если" в нем даже не осталось места..

Применение "механизма жертвы" а анализе повседневных действий и событий может дать очень "глубокую" философскую и мировоззренческую базу. В сравнении с традиционным "телевизионным" мировоззрением - это будет просто революция! Меняется буквально все, начиная с "ценностей" и стиля мышления, оценки и реакции на события. Просто походите с этой информацией некоторое время, понаблюдайте за людьми и отношениями.. Вы будете очень удивлены, как много всего (если не сказать - вообще все) в нашем мире "завязано" на жертвах. Одни люди очень хотят получить жертву и буквально кричат об этом всем, до чьих ушей могут достать, маскируя это многословным потоком моральных, этических и еще непонятно каких принципов. Другие наоборот, не хотят ничем жертвовать, хотя необходимость в этом возникла давно и они это чувствуют, но все равно пытаются как-то выкрутиться, обманув самих себя. Мне кажется, что именно незнание большинства людей о "механизме жертвы" делает их поведение таким .. противоречивым. Возможно наши древние предки были в более выгодном положении, они хоть имели понятие о том как работает жертва, пусть смутное и густо замешанное на религии вкупе с мракобесием, но какой-то мировоззренческий ориентир они все же имели. Современный же человек почти утратил этот ориентир, а "современных аналогов", его замещающих, так и не было предложено.

You have no rights to post comments