Кто-то из великих математиков (кажется Лейбниц) дал однажды очень хорошее определение "что есть красиво". Красиво все то, что описывается плавной синусоидой. На лекциях по мат. анализу такая формулировка выглядела несколько вульгарно, а если в это время человек пребывает в состоянии романтической прострации и поклонения красоте форм - то вообще может показаться пошлой... Но все же. Более близкий для нашего восприятия синоним слову красивый - гармоничный. Мы в рассылке неоднократно использовали сочетание гармоничная личность. Гармоничность (личности), судя по всему означает оптимальное взаимодействие с окружающей реальностью (другими людьми) с одновременным сохранением собственных свойств (личности). Судя по всему, обладание этим качеством и принято называть красотой (внешней или внутренней - смотря на каком уровне эти свойства личности сохраняются; доминирование внешнего уровня - это имидж, как мы рассматривали в ранних рассылках...). Если снова вспомнить о синусоидальных функциях, то по иронии судьбы окажется, что их кто-то очень давно с легкой руки назвал гармоничными... Наверное, какой-то смысл в этом есть...
Тем не менее, я считаю такое определение красоты не совсем правильным. Восприятие красоты индивидуально для каждого, и возможно именно поэтому нет одинаковых людей, и в каждой конкретной ситуации каждый человек видит гармоничным свой подход. Но из всего многообразия восприятия красоты я бы выделил особо мужской и женский. Так синусоидальная модель предложенная знаменитым математиком больше похожа на женский аспект красоты. Что не удивительно, поскольку математик, будучи мужчиной, больше расположен воспринимать ее женское проявление. Кроме этого, я бы сказал, что для нашей современности характерно доминирование женского аспекта красоты над мужским. Чуть дальше мы рассмотрим эти моменты подробнее.
Для наглядности можно привести такой пример. Мужчинам свойственен прямой (энергетический) подход и активная форма самовыражения - контроль над ситуацией приобретается путем энергетического взаимодействия и установлением "своих правил". Эта форма проявления совсем неприемлема для женщин, поскольку из самовыражение носит чисто информационную природу. Женщины не перестраивают под себя мир, но умелым информационным воздействием могут направить активные энергетические потоки в приемлемое для них русло, и поговорка о том, что мужчина - голова, а женщина - шея, по большей части бывает актуальна Женщинам, в отличие от мужчин, несвойственно оперировать фактами как первоисточником, зато умело подобранные слова могут в корне изменить ее отношение (в принципе, к любому вопросу за редким исключением, касающимся например ее детей), несмотря на то, что реальные факты будут в корне этому противоречить... Как мы видим, у мужчин и женщин в отдельности свои слабости. А красивым и гармоничным в понимании и тех и других будет все то, что бы могло эти слабости нейтрализовать. Поэтому мужское и женское восприятие красоты никогда не будет одинаковым.
Примеров можно приводить много, но я здесь хотел показать, что в наше время доминирует женское восприятие. Если взять за основу то, что мужчинам свойственно использовать активный энергетический подход, а женщинам - информационный, то... Какой из них у нас сейчас принято считать более приоритетным? Включив телевизор и слушая новости, на тему, что господин А - очень хороший человек, а Б - отъявленный негодяй... Что влияет на сознание больше: фактическая часть новостей, или информационная в виде подбора слов? Пусть даже кто-то скажет, что факты - главное (хотя, какие могут быть факты? Если этот г-н Б никакого отношения к нам не имеет, мы бы и не знали о его существовании, если бы об этом не сказали в новостях, и думаю вряд ли это на нас как-то пагубно бы сказалось в будущем...). Ну пусть. А когда, вчера говорили, что А - хороший, а сегодня он стал негодяем... Тут уж фактами не прикроешься - это чисто женская черта - верить в то, что говорится убедительно, не вдаваясь в смысл.
Или еще одна очень модная фраза, не доверять которой сейчас стало неприлично. О том, что кто владеет информацией - владеет миром. В общем-то - верно, но я бы сделал маленькую оговорку: только тем миром где верят в это... А допустим пришли бы из пустыни дикари, на которых информация не оказывает никакого влияния, и они по этому поводу нисколько не расстраиваются, т.к. на свойства дубины, что у них в руках это никак не сказывается... По этому сценарию и происходило падение всех империй, когда информационная реальность преобладала над энергетической.
Убедил? Если нет, то еще такой пример. В уважающей себя фирме сейчас нет секретарей и машинисток, зато есть менеджер по деловодству или референт. Все тоже самое, но название солидное. Или еще. У нас не осталось похоже ни одного техникума, как средне-технического учебного заведения, они стали колледжами и филиалами академий (о которых недавно тоже можно было только услышать). И дают в этих филиалах не средне-техническое образование, а неполное высшее. Диплом все равно не дают, но "почти" высшее образование. А специалисты вузов теперь у нас бакалавры! Я думаю, не нужно доказывать, что все эти вновь открывшиеся перспективы стали только по новому называться... Это и есть чистейшая информационная уловка, направленное на особенность женского аспекта восприятия.
Такой женский стиль восприятия имеет очевидную западную географию, и чем более всего выражен в прилегающим к Европе областях. В целом для российского менталитета этот стиль достаточно туго приживается, что не может не радовать. В российских городах (за исключением, наверное, Москвы), несмотря на произошедшие перемены в экономике максимально сохранился привычный жизненный уклад и не было поставлено все "с ног на голову", даже создается впечатление, что мощный информационный шквал "соскальзывает" не откладываясь в сознании обычных граждан... Чего не скажешь о западных соседях, странах бывшего Союза, которые стремятся любой ценой стать "полноправными хозяевами Европы", настолько, что от менталитета, который был базовым лет десять назад не осталось "камня на камне"...
В этой связи можно выделить фрагмент истории России, когда процесс имел обратное теперешнему направление и протекал в сторону приоритета энергетического восприятия над информационным. Это период после революции 1917 года. Очень характерен обратный процесс, когда любые информационные уловки сводились к минимуму, а любые попытки информационного воздействия жестко (даже очень жестоко) пресекались. В это время характерна обратная картина с названиями учреждений и организаций. Можно почитать Маяковского, который явно смакует этот нонсенс того времени... Все зашифровывалось в неблагозвучные аббревиатуры, которые явно принижали информационный смысл. Что делало необходимым вникать в суть, а не делать поверхностных заключений, построенных на благозвучии или неблагозвучии названия...
Это было введение, где я ставил целью выделить уровни восприятия того, что принято считать красивым. Эти две категории можно условно назвать мужской и женской. В следующем выпуске планирую рассмотреть эти вопросы подробнее, приводя примеры. Рассматривая этот вопрос нельзя обойти стороной влияние такого понятия как мода. Я также постараюсь сделать классификацию этого социального явления, привести примеры, а также спуститься на уровень личных отношений и проследить закономерности... После этого мы вплотную подойдем к проявлению ревности и продолжим с того, на чем был закончен прошлый выпуск. Ревность будет выглядеть как желание обладать красотой...